Казаки пересекут Атлантику и угостят американцев медовухой
2 травня 2008 23:55
На все руки мастера
Константин Мельник ловко крутит гончарный круг – раз и горшок готов. Еще одно движение – и это снова кусок беловатой глины. Она у мастера особая: «Я добавляю в глину керамическую крошку. Уже обоженную глину перемалываю и добавляю в свежую – это придает изделиям архаичный вид и дает возможность работать с фактурой». Чашки и пиалы, вазы и горшки – у каждого свой цвет. И здесь у гончара есть секрет – особое покрытие с добавлением окислов металлов. За 17 лет занятий гончарством Константин постоянно ищет новые технологии, и уже обзавелся учениками в разных городах. Больше всего мастеру нравится делать… чайники, которые он считает похожими на птицы
Рядышком на табуретке примостился с лозой в руках Владимир Игушев. Прутик за прутиком - и донышко корзины уже готово. Это самое популярное изделие в его родном селе Гущенцы Винницкой области. Хоть и не так много в селе жителей, но спрос на корзинки, особенно перед Пасхой, каждый год велик. «Мы придумываем постоянно что-то новое, поэтому проходит время, и хозяйки с удовольствием покупают корзинки то себе, то в подарок»- говорит Владимир. «Лозоплутом» (так себя называет сам мастер) он стал около 15 лет назад. Тогда машиностроительный завод в райцентре закрылся и нужно было как-то кормить семью. Вместе с сыном Данилом Владимир освоил ремесло и теперь зарабатывает плетением из лозы на жизнь. Специально к фестивалю на Хортице мастер изготовил казацкий оберег – авось кто купит.
Петро Федоряка и Роман Марюша колдуют в мини-кузне под открытым небом над подковами. Они на Запорожье приехали из с. Трудолюб Полтавской области. Петр специализируется на клинках для ножей, топоров, мечей, а иногда выполняет заказы по декоративному оформлению интерьеров. Его мастерству учил отец, который тоже был кузнецом. Что это древнее ремесло и его призвание Петр понял лет в 17, когда осознал, что эта работа приносит доход. Сейчас кроме работы в кузне мастер участвует в фестивалях, которые проходят в разных регионах и говорит, что главный секрет – работать каждый день.
На закуску всем, кто попробовал себя в роли гончара, кузнеца или попробовал плести из лозы ждали кисти и краски. На полотнище длиной в 20 м – контуры красавицы чайки. А внутри цветы и дома, природа и портреты и надписи. Рисуй – не хочу. Первые штрихи сделали ученики Яремы Стецика из Ивано-Франковской области, а остальное дорисовали гости фестиваля.
В гости в Америку с медовухой
Основное внимание было привлечено к героине праздника - чайке «Спас», построенной по чертежам 17 столетия. По словам атамана Романа Рося, во время плавания на чайке «Пресвятой Покровы» (ее построили во Львове в 1990-92 гг.) возникла идея пересечь Атлантический океан и доплыть до Америки. Вместе с капитаном чайки Мироном Гуменецким решили создать новый корабль, более современный и приспособленный к дальним походам. Общими усилиями получился «Спас»: 20 метров в длину и 3,8 в ширину. «Чайка сделана добротно, с любовью, друзьями. В ход пошел дуб, мачтовая сосна и модрина. Киль, к примеру, сделан из 15-метровой модрины. Ей около 180 лет – столько колец мы насчитали и весила она около 7 тонн». И экипаж подобрался сплошь необычный. Здесь фотограф и скрипач, бизнесмен и кандидат географический наук, физик и художник – всего 12 человек.
Проводы чайки на Хортице станут стартом 1,5-годичного путешествия. Как отмечает один из организаторов фестиваля Юрий Иванишин, корабль через Черное и Средиземное море дойдет до французского порта Брест и примет участие в международном фестивале исторических кораблей. А дальше – покорение Атлантического океана с финишем в Чикаго. Экипаж чайки «Спас» хочет доказать, что казакам все по плечу и надеется, что удастся уладить все проблемы с документами, которые возникли у необычного корабля на родине. Ю. Иванишин также отметил, что везде, где побывают в этом путешествии казаки из Украины они будут говорить о необходимости казакам со всего света хотя бы раз в несколько лет собираться на Хортице – символе казацкой вольности и показывать, кто на что способен и чем живет казацтво.