Александр Колчинский: «Я никогда в главу угла не ставил деньги»

Просмотров: 1347
18 ноября 2018 19:15

Александр Колчинский стоял у истоков мелитопольского телевидения – сначала эфирного, потом кабельного. И в обоих случаях он уходил, не согласный с их владельцами.

В последние годы Александр Феликсович реализовал еще один уникальный проект – на этот раз сам, без партнеров, «на свои» - художественный салон «АртХаус». У него непростой характер и свое мнение практически обо всем, так что собеседник он очень интересный.

Мелитополец в четвертом поколении

- Что Вы готовы рассказать «на публику» о своей семье и о Вашем семейном благосостоянии?

- Родился я в 1952-м, мелитополец в четвертом поколении. В наш город из Золотоноши Полтавской губернии переехал мой прадед, кузнец. Мой дед пошел по его стопам и работал на заводе Зафермана (позднее моторном). Отец работал там же, позже, когда появился «Автоцветлит», перешел туда и проработал там до пенсии.

Я счастлив во втором браке, считаю родными приемную дочь и ее детей. Сын от первого брака сначала с моей первой женой уехал в Германию, прожил там 12 лет, вернулся в Мелитополь, женился, у него прекрасная дочь. Увы, он не смог здесь себя реализовать и вместе с семьей уехал заграницу.

Я никогда в главу угла не ставил деньги. От отца мне в свое время достался «Запорожец», на котором на кабельном ТВ мы развозили кабели и ездили по ремонтам. Денег больших я никогда не имел. Всегда в своей жизни что-то создавал, что-то придумывал, с некоторыми людьми мы начинали вместе вести дела, но потом меня «кидали». Сейчас в своем салоне я сам себе хозяин и сам отвечаю за свои поступки.

- Где Вы учились?

- В школе я учился неохотно, мне было не очень интересно. Нравились физика и черчение, в основном получал «тройки», единственная «четверка» - по физике. Отношения с учителями у меня не складывались, так и окончил восемь классов.

Потом отец «определил» меня в машиностроительный техникум – он считал, что будущее будет за рабочим классом. Там я отзанимался два курса. С математикой не дружил и экзамен по этой дисциплине завалил. После этого поступил в вечернюю школу, которую окончил с двумя «тройками», остальные предметы сдал на «хорошо» и «отлично». Параллельно работал преподавателем по классу гитары в Бюро добрых услуг райбыткомбината.

Далее решил поступать в музыкальное училище. Поехал в Запорожье, там у меня был конкурент – парень из Киева, который по классу гитары учился у известного профессора. Он выдал такую программу, что я сразу понял: лучше быть хорошим любителем, чем плохим профессионалом. После этой поездки я к гитаре немного остыл.

В 1971-м ушел в армию, связистом в войска гражданской обороны в Одессе. Через два года вернулся в Мелитополь, устроился на «Автоцветлит» в алюминиевый цех на заливку.
- Как начался Ваш творческий путь, и кто был Вашим наставником?

- В начале большую роль сыграл Кюф Кауфман. Я пришел к нему во Дворец пионеров в студию пантомимы. Коллектив был великолепный: достаточно вспомнить рано умершего Олега Емцева (в Одессе создателем «Масок» был он, а не Делиев) и его брата-близнеца Валерия успешный художник, он продает украинские картины в Кракове.

Еще с пятого класса я учился игре на гитаре у Виктора Титаренко, за это в 16 лет меня пригласили преподавать по классу гитары. В. Титаренко научил меня понимать и любить классическую музыку, литературу и многое другое.

«Не представляю жизнь без творчества»


- Потом у меня появилась безумная идея: я решил уехать из Мелитополя и поискать счастья в другом городе. Проехал по трем городам: Москва, Ленинград, Рига. Москва очень понравилась, Рига - вообще сказочный город. В Ленинград приехал 14 августа 1974-го и отчетливо запомнил эту дату, потому как город меня покорил с первого взгляда.

Там я сначала работал на заводе им. Карла Маркса. Хотел стать специалистом по обслуживанию контрольно-измерительных приборов (КИП), но вакансий не было. Мне предложили работу сантехника, хорошую зарплату - 160 рублей и общежитие за 3 рубля и 75 копеек в месяц. Работа мне была не по душе, я пришел в лабораторию КИПиА и попросился работать туда. Но начальник цеха меня отправил на вентиляционный участок, где я проработал до самого отъезда из этого прекрасного города.

- Почему уехали?

- Я не представлял свою жизнь без творчества. Еще находясь в Мелитополе, я посещал народный театр, в Ленинграде пошел в Выборгский театр. Чтобы поступить, нужно было пройти конкурс, у меня это получилось, начал заниматься. Преподавателями там были заслуженные артисты СССР. Я имел счастье и честь познакомиться с участниками складывающегося театра клоунады «Лицедеи», с которыми в дальнейшем и работал, уйдя из Выборгского театра.

Увы, в Ленинграде я не прижился; во-первых - климат, во-вторых - город меня не принял.

- Как Вы начали заниматься фото- и видеосъемкой?

- Серьезно начал в Ленинграде в заводской газете. В 1976 году я вернулся в Мелитополь и устроился работать в фирму «Таврия» фотографом, но понял - не мое. Пошел работать шлифовщиком в инструментальный цех на завод «Автозапчасть», женился, у меня родился сын.

Потом вернулся на «Цветлит», здесь руководству захотелось отснять фильм о работе предприятия. Начали искать профессионалов в области видеосъемки, но, цена которую им предложили за фильм, была неподъемной. А потому заняться съемкой предложили мне.

Первый фильм я делал в Запорожье в клубе кинолюбителей, так как тогда еще не знал, как правильно делается кино. Чуть позже завод купил проявочную машину, которую я переделал в скоростную. Сам собрал копираппарат и магнитофон для нанесения звука на кинопленку.

А потом Николай Устюжин с агрегатного завода предложил мне возглавить там киностудию. Выделили мне полуподвальное помещение, я начал работать, но счастье длилось недолго: неправильно сооруженная в здании канализация прорвала, и все мое оборудование было уничтожено. Пришлось перейти в фотолабораторию завода, и я начал сотрудничать с газетой «За ударный труд», которую редактировала Альбина Кузнецова.

«Телевидение должно быть частным и честным»


- А потом я услышал, что в Мелитополе открывается телевидение. Начинали его великие энтузиасты Игорь Таран и Сергей Сергеев, они и пригласили меня к себе. 14 сентября 1990-го был намечен первый выход в эфир. Монтаж продолжался всю ночь, первую трансляцию мы вели на телеканале УТ-1. Это была программа о сессии горсовета. А фильм тогда пустили с Чаком Норрисом.

После этого в газете «Индустриальное Запорожье» написали, что мелитопольские любители успешно транслируют свои телепередачи, пока на канале УТ-1 идет профилактика. На следующий день раздался звонок от председателя областного телерадиокомитета Анатолия Ставничего, я поднял трубку и услышал страшные угрозы. После того звонка мы приостановили вещание и начали борьбу за официальное разрешение. Оно появилось только через полгода, и мы начали регулярно выходить в эфир.

- Были ли у Вас в работе казусы?

- Всякое было. К примеру, мы взяли в прокате и показали в эфире фильм «Девять с половиной недель» - эротику. На следующий день меня вызвал к себе Николай Устюжин (уже завотделом идеологии горкома компартии) и рассказал, что вынужден принимать звонки от возмущенных горожан, которые считали недопустимой демонстрацию фильмов такого жанра. И мы договорились, что фильмы «18+» будем показывать после 23.00.

- Вы возглавляли и главную редакцию мелитопольского ТВ. Расскажите об этом.

- В 1990-м мы открыли главную редакцию мелитопольского ТВ, которую после нескольких промежуточных директоров возглавил я. Но кое-кому-то из коллектива я не нравился, и в мое отсутствие без моего ведома главным редактором избрали Михаила Прайса, который собирался (и вскоре уехал) в Германию.

Далее нас хотели закрыть, пять сессий горсовета было посвящено тому, чтобы прекратить работу телеканала «Тонис». В 1993-м мы создали ООО «МТВ-плюс», где я стал одним из соучредителей. Так в городе появилось частное телевидение. Подчеркну: частное и независимое, в отличие от коммунального, которое только то и делает, что за бюджетные деньги обслуживает очередного мэра и клеймит его оппонентов.

Мы были независимыми до 1996 года, когда был продан контрольный пакет акций ТВ. Но я тогда уже работал в «МВ-студии». В 1998-м было несколько выборных компаний, в ходе одной из них студию передали на частный канал, который поддерживал Евгения Балицкого. Я отказался там работать и пошел в команду Виктора Сычева, который и стал мэром.

Потом полгода был безработным, пытался заниматься торговлей, подрабатывал фотографом на свадьбах. В 1999-м мне предложили стать директором кабельного ТВ. Начал с нуля и проработал там до 2009 года. А когда на фирме начались «черные» дела, не стал терпеть, ведь все документы шли за моей подписью, и уволился.

А спустя полгода, 21 ноября 2010-го, открыл в городе художественный салон «Арт-Хаус». В нем проходят выставки картин и занятия по изобразительному искусству.

«За коррупцию и взятки – расстрел»


- В чем в сегодняшнем Мелитополе Вы видите позитив, в чем - негатив?

- Позитив в том, что Мелитополь внешне преображается. А негатив - что это часто лишь «вывеска», а Мелитополь индустриальный умирает. Заводы есть, но с заводами прошлого их не сравнить: они прогрессивнее по оборудованиею но на порядок меньше по числу работающих и объемам производства.

- Как Вы оцениваете конфликт в городе и горсовете: преобладают объективные противоречия, политика или противостояние двух лидеров – Сергей Минько-Евгений Балицкий?

- Оба «хороши».

- Кто из мэров Мелитополя был, по Вашему мнению, лучшим, кто – худшим? Почему?

- Самым лучшим, как мне кажется, был Борис Крючков. Некоторые его считают грубияном, но это был настоящий хозяин города. После него - тандем Анатолий Мангул-Александр Решетняк.

Самым пассивным и при этом безобидным считаю Василия Ефименко. А вот его первый заместитель Сергей Попов был очень сильный руководитель, он мне нравился.

- Кого из президентов Украины Вы считаете наилучшим, а кого – наихудшим?

- Хорошего не назову. Неплохой был Леонид Кучма, при нем намечалось развитие промышленности, поднималась экономика. Но были и нюансы: олигархизация и уж очень придирчивые налоговики. Самым худшим считаю нынешнего - сейчас страну разворовавают окончательно. Если у предыдущих было понятие «не трогать стариков, женщин и детей», то у нынешней команды президента вообще никаких понятий нет, ничего святого.

- А есть политики, которые, по-Вашему, достойны уважения?

- Могу отметить генерала Шарля де Голля – он спас и объединил Францию.

- Как Вы относитесь к Революции достоинства и последующим событиям?

- Сначала я идеи Майдана разделял. Но когда там поставили сцену и начали внушать людям всякую чушь и «кормить» обещаниями, я понял: ничего хорошего не выйдет. Молодежь вышла сама, и условием было – никаких политиков. Но, политики все равно «приватизировали» Майдан.

- Как Вы расцениваете сегодняшнюю ситуацию в стране?

- Мне страшно, что в результате всех этих действий Украина как государство просто развалится.

- А видите ли Вы вариант, как уберечь Украину?

- Пока не будет у нас в стране закона, как в Китае - расстрел и конфискация имущества за коррупцию и взятки у всех родственников до десятого колена - до тех пор сдвигов не будет. Пусть это слишком жестокие радикальные меры, но, они приносят видимые результаты. Хотя я надеюсь, что народ начнет думать, и надежды возлагаю на предстоящие выборы.

«А еще я учился в кулинарном техникуме…»


- Какие события в своей жизни Вы считаете наиболее знаковыми?

- Самое знаковое – рождения внуков.

- Какую еду и напитки любите?

- Люблю вино тещи. Иногда я делаю из него виски, коньяк, кофейный ликер. Из блюд мне нравится плов, я его сам готовлю. Очень люблю экспериментировать в приготовлении пищи: когда я жил в Ленинграде, учился в кулинарном техникуме, имел третий или четвертый разряд повара.

- Ваша неизменная борода – часть имиджа?

- Скорее, просто привычка.

- Какая покупка была в прошлом году самой дорогой?

- Путешествие в Израиль. Обошлась это в 800 долларов США.

- А об отъезде насовсем не задумывались? Что Вас удерживает?

- Пока у меня хоть что-то есть, хоть какие-то деньги поступают, не собираюсь. Вот представьте себе: вы построили дом и к вам в этот дом приезжает кто-то чужой. Он поселяется в вашем доме, начинает хозяйничать. Вам это понравится? Нет, конечно. Точно так же, когда мы приезжаем в любую другую страну, мы там чужие, мы там никто.

- В этом году где-то отдыхали?

- Нет. Я не отдыхал до Израиля десять лет и после него тоже все никак не получается отдохнуть. Приходится оплачивать аренду помещения, в котором находится салон «Арт-Хаус».

- Какую из прочитанных за последнее время книг можете выделить?

- Сейчас я выписал себе историческую книгу «Иерусалим и его обитатели» Льва Виленского. Также мне до сих пор очень нравятся книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова. А еще несколько лет назад я для себя открыл Михаила Веллера – «Легенды Невского проспекта», «Легенды Арбата». Люблю его перечитывать.

- Какой фильм последний смотрели?

- В интернете смотрел российский фильм «Домашний арест». Это шикарный фильм. Прекрасно подобранные артисты. Саркастически показаны выборы в России. Это один к одному то, что творится в Украине.

- Какие предпочитаете зрелищные мероприятия?

- В позапрошлом году я ходил на концерт Сергея Захарова и получил массу удовольствия. Как и от выступления Тины Кароль. Жалею, что пропустил недавний концерт Запорожского симфонического оркестра - с удовольствием сходил бы.

- А какой досуг?

- Мой досуг - создание цикла программ «Как это было. Телемемуары Александра Колчинского». Выпусков уже 140. Я за них не получил ни копейки денег, но, получаю от этой работы удовольствие.

- Что Вы считаете своим самым большим достижением в жизни?

- Жизнь настолько сложна, что никогда нельзя говорить о ней серьезно. Как бы мне на моем пути не пытались недоброжелатели создавать преграды, я никогда на это не обращал внимания - шел дальше и ни в коем случае не опускал рук.

А еще самым большим достижением я считаю свою семью. Это действительно очень большое мое достижение

Фото из архива редакции

Имя:
Ваш комментарий:

Абвер
18 ноября 2018 г. (22:55)
Да, Саша, не густо. Но достойно. Удачи. Тебе совсем ещё ничего 65 - это не возраст. Хорошо то, что плохо никто сказать не может. Соберись и выдай чего-нибудь на ТВ или в прессе. Если совсем откровенным будешь - еще интереснее. Про мертвых не рассказывай больше никогда (Попов-Ефименко)- многого ты не знаешь. К твоему счастью. С Удовольствием смотрю, то что есть с тобой на ТВ. Только больше энергии. Получается ты так устал, словно тебе 120 лет. Или похер.

Похожие новости: