«Лошадка» на все случаи жизни

Машина для ходьбы

Началось все с того, что в 1817 г. немецкий барон Карл фон Дрез придумал «машину для ходьбы» - почти велосипед, но без педалей. Этот транспорт стал очень популярным - но не в Германии, а в Великобритании. Англичане прозвали его «денди-хорз» - «лошадка для богатых бездельников». В 1839 г. «лошадка» попала к шотландскому кузнецу Макмиллану, который приделал к ней педали и седло. На таком велике можно было запросто ездить: педали крутили заднее колесо с помощью металлических стержней, а переднее колесо поворачивалось рулем. Но об изобретении Макмиллана почему-то быстро забыли.

С тех пор прошло почти 20 лет. Как-то раз французскому мастеру Пьеру Лалману, делавшему детские коляски, попался на глаза «денди-хорз». Он решил приделать к переднему колесу «лошадки» педали. Так получился велосипед, похожий на современный. В 1864 г. машинку уже начали выпускать промышленники. Тогда и появилось название велосипед - в переводе с латыни - «быстрые ноги».

Золотой век велосипедов

Постепенно велики стали очень популярными, вот только долго и быстро кататься на них не получалось. Их так трясло на каждой колдобине, что в шутку их называли «костотрясами». Так бы и носили они эту обидную кличку, если бы не шотландский врач Джон Данлоп. Чтобы его маленькому сыну было легче ездить, он сделал кольца из резинового шланга, накачал их воздухом и прикрепил к колесам. Это были первые в мире шины.

Конец ХІХ века называют «золотым веком» велосипедов. В это время по миру колесили велосипеды самых разных видов - и огромные «пауки» (с большущим передним колесом и маленьким задним), и лигерады (на них можно было ездить лежа), а еще появились велосипеды фирмы «Ровер». Они стали настолько известными, что в некоторых местах (Польше, Белоруссии, Западной Украине) словом «ровер» до сих пор называют все велосипеды.

И на почте, и на войне

Где только не использовали велосипеды! Ими заинтересовались военные. На них ездили в разведку, доставляли сообщения, перевозили пострадавших. Изобрели даже велодрезину -тележку с педалями, на которой можно было ездить по рельсам. Когда же началась Вторая мировая война, велосипеды стали использовать по полной программе. Им не нужно было топлива или грузовиков для переброски. В тыл противника просто выбрасывали парашютистов со складными велосипедами. Да что там Вторая мировая - до недавнего времени в Швеции и Швейцарии существовали даже целые велосипедные войска! А в Великобритании, например, почтальоны и полицейские не слезают с великов до сих пор.

Сейчас существуют городские, горные, туристические, шоссейные велосипеды, а в некоторых странах Азии колесят даже велотакси, на которых можно запросто перевозить пассажиров. А еще есть электровелосипеды - на них даже педали крутить не обязательно - сиди и едь, пока аккумулятор не разрядится.

Кстати

Ты не поверишь, но существуют даже летающие велосипеды - мускулолеты! В 1988 г. греческий спортсмен К. Канелопулос поставил на таком аппарате мировой рекорд, пролетев 115 км за 3 часа 54 минуты и 59 секунд.