Семейная жизнь щелкунчика

ЩЕЛКАЕТ И ПЛЮЕТСЯ

Особая примета этих небольших рачков - одна из двух клешней просто огромная, иногда больше всего тела. Встревоженная креветка молниеносно смыкает два пальца этой клешни и из нее выстреливает струйка воды. Она пролетает 7-8 см и с силой ударяет в цель. Даже для человека удар чувствительный. При выстреле хорошо слышен щелчок - будто стакан от кипятка лопнул. Внутри клешни пустоты - это усиливает звук. Щелканьем и струей креветка отпугивает врагов и глушит добычу. Небольших рыбок струя убивает наповал!

Несмотря на это оружие у креветок-щелкунов врагов хватает - они ведь невелики, не больше сантиметра. Чтобы не стать добычей океанских хищников, щелкун пристраивается жить внутри больших губок. И не в одиночку, а целой семьей.

Они похожи на семьи пчел или термитов. На 150-300 рачков - только одна самка, «царица», остальные - самцы и незрелая молодежь. Повзрослев, самка остается в родимой губке. А если вдруг погибнет (от возраста или болезни), то «царицей» - вы не поверите! - становится один из самцов. Он, как положено, начинает откладывать икру, и семья продолжает расти. Губка тоже растет, так что всем хватает места.

КРЕВЕТКИНА КВАРТИРА

Через пористые стенки дома циркулирует вода и приносит кусочки отмерших растений и животных. Это еда и для губки, и для ее квартирантов.

Тело губок очень жесткое и на вкус отвратительное. Хищники их не едят, и дисальфеусы чувствуют себя как за каменной стеной. Правда, в воде хватает и других желающих занять такое надежное жилище. Но туда только попробуй сунуться. Креветки начинают дружно щелкать и стрелять водой по незваным гостям. Вы представляете шум от лопанья двухсот стаканов? Как будто колотят по крышке огромного котла!

Прямая оборона дома - обязанность особо крупных агрессивных рачков - «солдат». Когда зоологи подсаживали им креветку другого вида, ее забивали до смерти. Потом две креветки хватали бездыханное тело и выбрасывали наружу. Но когда одну креветку из семьи на ночь отсаживали, а потом возвращали, картина была другой. Сначала к ней относились настороженно, а потом принимали. И даже не задавали нескромных вопросов, типа: где это ты пропадала, да что ты делала?..

КСТАТИ

В начале войны американским подводникам не раз казалось, что их начал забрасывать бомбами противник. А это подлодка всего лишь проплывала над «поселком» креветок-щелкунов.

ПРИКОЛЬНО!

Многие креветки могут менять цвет тела почти, как хамелеоны. Даже наша полупрозрачная азовско-черноморская креветка на фоне песка становится светлой и желтоватой, а в зарослях морской травы зеленеет и темнеет. Этот маскарад - защита от хищных рыб, которые любят лакомиться свежей креветкой не меньше, чем пляжники. Если подплывет небольшая, но слишком любопытная рыбка, креветка отмахивается от нее гибким брюшком с плавничком на конце. Если же креветка чувствует опасность, то сразу резко подгибает брюшко, плавник ударяет по воде раз, другой, третий - и рачок толчками отплывает, причем, задом наперед.

Живут наши креветки небольшими стайками. Не потому что так уж дружат. Просто в коллективе легче прокормиться. Найдет одна какого-нибудь червячка, а остальные уже тут как тут. «Находчивая», конечно, делиться ни с кем не собирается и норовит улизнуть, но остальные пускаются вдогонку и отщипывают свою долю. Любознательные ученые подумали: а что если их помирить - дать столько еды, чтобы хватило на всех? Примирения не вышло. Каждая креветка, завладев своим персональным червяком, все равно старалась отхватить кусочек у подруги. Типа свое я съесть всегда успею, а может у нее вкуснее?

Иногда мы говорим: «Это будет, когда рак свистнет». В смысле: никогда. Удивительно, но англичане для той же цели вспоминают родственницу рака - креветку: when shrimps learn to whistle (когда креветки научатся свистеть).