Свободный художник - Федор Конюхов

- Федор, кто Вы больше - путешественник, художник или писатель?

- Раньше я хотел быть и художником, и путешественником, и писателем. Я же пишу о том, что наболело, о том, что чувствую. Рисую то, что меня волнует. Мне многое хотелось посмотреть и пережить самому - ощущения человека, когда он в горах, на полюсе, в океане на яхте или когда бежит сотни километров по снежным просторам как погонщик собак. Все грани человеческие меня в этом мире интересуют.

- Путешествия - Ваша работа?

- Я путешествиями деньги не зарабатываю. Всегда возвращаюсь из них с долгами. У меня принцип: на мысе Горн, на Эвересте нельзя зарабатывать деньги. Они мне нужны только для того, чтобы добраться туда. А работа моя все-таки писать картины. Если их покупают, значит, они заслуживают того.

- Вы путешествуете в одиночку, почему?

- Это просто. В большом коллективе все поделено - один чертит маршрут, другой пищит морзянкой, третий варит кашу. Я захотел все делать самостоятельно. К тому же я экстремал, а, если пойду с командой, и что-нибудь случится - это будет на моей совести.

- Побывать на всех четырех полюсах планеты было Вашей целью?

- Я достиг Северного полюса и вершины Эвереста, обогнул мыс Горн, но, когда ложился спать, меня охватывало чувство, что все как-то рассыпано, что земной шар не крутится. И надо собрать все вместе.

- В путешествиях Bас подстерегает множество опасностей. А бывало, что вся жизнь перед глазами проносится?

Что-то похожее было на пути к Эвересту. По статистике, на пути к этой вершине каждый третий альпинист погибает. Мы с напарником на высоте 8 тысяч метров сидим, вдыхаем перед последним восхождением. Там спать нельзя, можешь задохнуться, воздуха не хватает. Собрались в два ночи выходить, чтобы успеть до вершины дойти и спуститься до темноты. Сидим, ждем и думаем - дойдем мы до вершины? Мозги чистые, всё вспоминается до мелочей. Даже когда я в детстве ласточку из рогатки убил. Случайно в нее попал. Бабушка говорила, что ласточек нельзя трогать - это грех. Сидишь и всё до последнего вспоминаешь. Кому-то слово сказал плохое, с кем-то поссорился, кого-то обманул, воробья убил. Вот это и есть исповедь. Чувствуешь, что час твой подходит, и не знаешь, вернeшься или нет.

- Скажите, Вы человек моря или земли?

- Земли. Ведь Бог создал ее для того, чтобы мы селились, строили, созидали, любовались ею, покоряли расстояния. И жаль, что человек поделил ее границами, расслоил по национальным признакам, придумал политические карты. Должна быть только география.

- А во время морских путешествий остается время для чтения книг?

- Когда я иду на один оборот, беру с собой сотню книг - из-за размера ящика на яхте больше нельзя. На берегу и в океане по-разному одна и та же книга воспринимается. Например, прочитал перед самым отходом "Дон-Кихота" и думаю - дай в океане перечитаю. Беру его с собой, и воспринимается совершенно по-другому.

- А знаете, что будете делать, скажем, в 2012-м?

- На этот год запланировано погружение на дно Марианской впадины. А до этого собираюсь построить 50-метровую яхту для одиночного кругосветного плавания против ветра и по ветру и 75-метровую для трех оборотов вокруг земли non-stop. Хочу еще на воздушном шаре в одиночку полететь вокруг света. Видите, сколько задумано.