Как малому и среднему бизнесу пережить карантин. Максим Криппа и другие о самопомощи предпринимателя

Переглядів: 967

22 квітня 2020 10:00

Как малому и среднему бизнесу пережить карантин. Максим Криппа и другие о самопомощи предпринимателя фото

С 11 марта после объявления пандемии начались черные дни мировой экономики. Фондовые индексы рекордно обвалились. Например, американский DowJones просел на 24,1% — такого не было с 1987 года. Если экономика США не справляется, что уже говорить о бизнесе постсоветских стран. Сотни тысяч ресторанов и магазинов закрылись, над источниками дохода миллионов людей навис дамоклов меч.

Мы попросили специалистов из разных сфер бизнеса поделиться мнением о том, как компаниям выжить в период карантина.

Состав команды экспертов:

  • Максим Владимирович Криппа — владелец ивент-агентства «Три Н»
  • Артемий Леонидович Федорин — психолог, собственник Центра практической психологии
  • Владимир Сергеевич Корж — ТОП-менеджер компании EvoPlay
  • Евгений Павлович Судин — независимый кризис-менеджер

Готовность меняться — залог вашего успеха №1

Максим Криппа, владелец ивент-агентства “Три Н”: Один из вариантов выстоять во время кризиса — максимально перевести свой бизнес в онлайн и работать с удвоенной силой. Даже если вам кажется, что в онлайне делать нечего — это не так. Просто научитесь смотреть шире. Вы — шеф-повар и ваш ресторан закрыт? Готовьте еду на вынос, станьте партнером UberEats и Glovo — популярными сервисами доставки пищи. Заведите влог на YouTube и делитесь уникальными рецептами. Расскажите об интересных случаях из своей биографии кулинара. Купите рекламу на ресурсе, наберите подписчиков. В роликах упоминайте название ресторана. После карантина ваши поклонники уже будут знать, где отведать блюда, рецепты которых вы так вкусно описывали.

Если вы — из сферы услуг, выручит все тот же YouTube. Поведайте о нюансах вашей отрасли, лайфхаках, возможных ошибках и путях их решения, а также поделитесь собственным опытом. Публикуйте фото процесса реализации собственных проектов (уверен, такие у вас имеются). Если есть в архиве необычные истории, пусть они даже не дружат с логикой — пускайте их в ход! К примеру, шуточное фото, на котором креативный австралиец соорудил из мангала вулкан и жарил сосиски, привлекло огромное количество лайков и репостов в соцсетях. Будьте оригинальны и открыты! И вполне вероятно, что из карантина вы выйдете с большим количеством потенциальных клиентов, чем до него.

Владимир Корж, ТОП-менеджер компании EvoPlay: Главная ценность и сила любой компании — люди. На мой взгляд, первоочередная задача ТОП-менеджеров и собственников компаний в момент кризиса — правильно работать со своими сотрудниками. Честно рассказать о рисках и перспективах, обсудить варианты действий в сложившейся ситуации, донести важность работы на максимум в этот период. Именно стремление работать лучше в период кризиса и является залогом успешного его преодоления.

Сейчас важно удержаться на плаву. Поэтому главная задача владельца компании — обеспечить подчиненных всем необходимым для удаленной работы. Используйте такие инструменты, как Skype, Zoom и MicrosoftTeams. Если в силу специфики бизнеса работа из дому невозможна, необходимо обеспечить максимальную безопасность сотрудника — трансфер, защитные средства, антисептик.

Артемий Федорин, психолог: Для того чтобы постоянное пребывание дома не мешало сконцентрироваться на главном, нужно разделять пространство. Не стоит работать в постели и есть за рабочим столом. Даже если у вас маленькая квартира — найдите угол для рабочей зоны и занимайтесь там исключительно работой. Надо зонировать личную жизнь и импровизированный офис. Объясните домашним, что работа на дому мало чем отличается от работы в офисном помещении. Постоянно отвлекать человека — это вредить ему.

Ну и, конечно, уделяйте время близким, раз уж представился такой шанс.

Максим Криппа:Процесс организации деятельности некоторых сфер кардинально изменится. Например, трудовая миграция исчезнет до полного открытия границ некоторыми странами. Сотрудникам гостиничной, туристической и развлекательной сфер тоже поначалу придется нелегко. Однако после того, как заведения начнут открываться — появятся новые и восстановятся старые рабочие места. Помните фразу из фильма “Казино”? «Проявите терпение и будете вознаграждены»! Например, сейчас все заказы «Три Н» отменены, заморожены или перенесены, но связь с партнерами и клиентами поддерживается. Я знаю, если агентство продержится до конца пандемии, то сможет за несколько месяцев оправиться от убытков.

В целом считаю, что со временем все придет в норму, несмотря ни на что. Но с новыми стандартами — вроде постоянного использования масок и социальной дистанции. С этим придется смириться.

Контролируйте расходы

Максим Криппа: Еще рекомендую думать о будущем. Составить план расходов на ближайшие три месяца. Думаю, к середине лета вулкан страстей уляжется и все относительно придет в норму — рестораны и магазины начнут открываться. Конечно, если сейчас переживут сложное время.

Евгений Судин: Подсчитайте, какие графы расходов съедают наибольшую часть денег. Обычно это офис и персонал. В первом случае советую, опять-таки, переходить на удаленку — тогда от аренды помещения можно на время отказаться. Если часть сотрудников не могут работать на дому — проблему решат коворкинги, требующие меньше расходов. С работниками сложнее. Многие компании уже радикально срезали расходы на зарплаты (увольнениями). Я такой подход не поддерживаю. Если людей много — можно прибегнуть к частичному и временному урезанию зарплаты.

«Выйти из карантина с минимальными потерями получится, если трезво взвесить возможные решения и найти оптимальный вариант действий с учетом специфики направления», — Максим Криппа

Поделитесь советами, как не сойти с ума, оставаясь в изоляции?

Максим Криппа: Начну с предостережения: не ищите сиюминутного способа обогащения. Онлайн-казино, ставки и тому подобное. Бесплатного сыра уже даже в мышеловках не осталось. Гемблинг может стать источником прибыли единоразово. И то, если очень повезет. Но это весьма ненадежный способ, который никогда не обеспечит вам стабильного дохода. Полагайтесь на себя, а не на везение. Особенно в нынешних условиях, когда финансовая грамотность — важнейший навык. Так что гемблинг оставьте тем, кто не мыслит здраво.

Владимир Корж, ТОП-менеджер компании EvoPlay: Посмотрите на сложившуюся ситуацию как на уникальную возможность выявить самых надежных сотрудников. Карантин диктует свои условия — понижение зарплаты, увеличение нагрузки или, наоборот, вынужденный отпуск за свой счет. Кто-то из сотрудников учинит скандал и посчитает нужным покинуть компанию. Но обязательно останутся те, кто захочет работать с удвоенной силой. Вот они и являются надежным костяком вашей компании, которым вы сможете доверить важные роли и на которых сможете положиться.

Артемий Федорин: В период карантина важно сохранять позитивный настрой. В этом помогут физические упражнения, кино и четкий план действий. О последнем расскажем подробнее. Первое, что нужно сделать — взглянуть на свою ситуацию со стороны, без эмоций и скандалов. Представьте, что вы — эксперт, задача которого — помочь клиенту справиться с кризисом. Проведите аудит текущей ситуации, выдайте позитивный и негативный прогнозы, а также опишите возможные пути решения. Да, еще я согласен с Максимом Криппой насчет гемблинга. Увлечение азартными играми не приведет ни к чему хорошему. Мошенники будут использовать ситуацию в собственных целях. Начнут еще больше манипулировать людьми в онлайне и выманивать деньги.

Также важно соблюдать правила информационной гигиены. Исключите из поставщиков контента ресурсы, без конца нагнетающие ситуацию. Если новости тревожат и пугают — откажитесь от них в пользу трезвого мнения специалистов. Когда к вынужденной изоляции добавляется еще и постоянный стресс из-за шоковых материалов масс-медиа — последствия для психики могут быть серьезными. Особенно в долгосрочной перспективе.

Максим Криппа: Самопомощь — важнейшая составляющая формулы выхода из кризиса. Рассчитывайте только на себя. Быть собственником бизнеса — значит контролировать судьбу своей компании. Не надейтесь на поддержку правительства. Занимайтесь своими делами и не ждите никакой помощи. Не перекладывайте ответственность за собственный бизнес на плечи других. Каким будет финал фильма COVID-19 для вашей компании, решать вам.

Как организовать удаленную работу. Пример компании

Владимир Корж: Часть сотрудников не могут ездить в офис. Но это не помешало наладить стабильную работу «Эво Плей». Каждое утро — совещание в Zoom, обсуждение плана на день. Коммуникации между сотрудниками и тимлидами не сбоят. С помощью этой программы я регулярно общаюсь с собственником, обсуждаю текущую ситуацию и меняю план действий, отталкиваясь от новой информации. Такой подход отлично работает. Надеюсь, так пойдет и дальше. Кстати, не забывайте напоминать дистанционным сотрудникам соблюдать правила гигиены, меньше контактировать с окружающими и поддерживать физическую активность.

Международная организация труда заявила, что коронавирус оставит без работы от 5 до 25 млн человек. Как компаниям избежать увольнений, и что делать тем, кто попал под сокращение?

Федорин Артемий: Увольнение — крайняя мера. Увы, зачастую только она спасает компанию от банкротства. Однако в большинстве случаев это говорит о неграмотном распределении средств и некомпетентности HR-отдела, если такой вообще имеется. Качество лучше количества — это уже не народная мудрость, а факт. Вместо того, чтобы нанимать сотрудников без особого отбора, достаточно посвятить больше времени отсеиванию людей. То есть брать исключительно профи. «9 кругов ада» во время приема на работу — эффективная практика. Кроме того, это настоящая проверка на прочность и реальное желание занять позицию конкретно в вашей компании.

Евгений Судин: Подкину еще один вариант — прокачивать работников. Отправляйте персонал на онлайн-курсы повышения квалификации. Карантин — отличная возможность сделать это. Множество удаленных тренингов стали дешевле, а некоторые — и вовсе бесплатными. Пусть из изоляции команды вернутся с новыми знаниями и навыками.

Какие еще действия могут предпринять компании, чтобы минимизировать потери на карантине и быстро вернуться в строй, когда выпадет возможность?

Максим Криппа Заботьтесь о своих клиентах! Неважно, заказывают сейчас у вас услуги или нет. Поздравляйте их с днем рождения, радуйте бесплатными бонусами, которые смогут облегчить им пребывание дома в период карантина. Такой подход повысит лояльность заказчиков и позволит вам лишний раз пропиариться. Яркий тому пример — скандальный PornHub, который на период карантина ввел бесплатную премиум-подписку на порно.

Эпилог

Максим Криппа: Наша жизнь — это не просто биография с сухим списком дат. Она сравнима с действующим вулканом, лава которого состоит из решений, ошибок, выводов и действий, которые мы предпринимаем. А также из компромиссов, на которые идем или нет. И только от нас зависит, будет этот вулкан нести разрушения или станет источником вдохновения. Примените данное утверждение к сегодняшней ситуации и увидите, что карантин — это не конец света. А просто очередной этап, который принесет вам победу или полезный опыт. Сохраняйте благоразумие, берегите себя и других, мойте руки и будьте здоровы!

*




Схожі новини: