Новые имена старых улиц: Дмитрий Донцов

Переглядів: 4118

4 вересня 2016 14:03

Новые имена старых улиц: Дмитрий Донцов фото
Дмитрий Донцов
Многие мелитопольцы толком и не знают, кто те исторические личности, именами которых в рамках декоммунизации переименовали наши улицы. Мы хотим заполнить «белые пятна» в знаниях и памяти горожан, продолжая знакомить с «неизвестными» известными земляками.

Улица Профинтерна теперь носит имя Дмитрия Ивановича Донцова - общественно-политического деятеля, публициста, журналиста, литературоведа, человека, который заложил фундамент качественно новой разновидности украинского национализма - «интегрального» (рассматривающего все без исключения явления общественной жизни только через призму национальных интересов).

Он был личностью противоречивой, яркой, овеянной легендами и мифами. Многое в его биографии остается неизвестным.

Он родился 29 августа 1883 г. в Мелитополе. Сам называл этот край «нашей Америкой», учитывая смешенье народов и культур. Род их якобы происходил от казацкого полковника Федора Донца, первого колонизатора Слобожанщины. В семье Дмитрий был средним из пяти детей. В письме Евгению Маланюку в 1931 г. сам Д. Донцов писал о своей семье, кстати, довольно зажиточной (имела 1500 десятин земли и предприятие по продаже сельскохозяйственных машин в Мелитополе): «… таврийская, то есть смешанная, дед до конца жизни не научился по-русски, мать называлась Франциска (Франя), тетя - Полина, их отчим был немец-колонист; рассказывала мать, что прабабка моя была итальянка; ... украинца из меня сделали: Гоголь, Шевченко, Кулиш и Стороженко».

В 12 лет Донцов осиротел. Благодаря деду получил начальное образование в Мелитопольском реальном училище. В 1900 г. перехал в Царское село, где получил среднее образование, затем окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Д. Донцов стал членом Украинской социал-демократической рабочей партии. За это дважды - в 1905-м и 1907-м гг. был заключен в Лукьяновской тюрьме в Киеве. В 1908 г. эмигрировал в Галичину. Именно здесь начался путь его эволюции - от марксизма к национализму. Он порывает с социалистами, ведь для них вопрос нации был второстепенным, они исповедовали интернационализм.

С 1909 по 1911 гг. был вольным слушателем Венского университета, там познакомится с галичанкой Марией Бачинской, своей будущей супругой. С 1911 г. Д. Донцов проживал во Львове. Здесь в 1913 г. он выступил на студенческом съезде с докладом «Современное положение нации и наши задания». Он тогда произвел впечатление на многих, в частности и на студента Евгения Коновальца, будущего основателя Организации украинских националистов. Тогда же обратил на себя внимание и политических противников. Российский кадет Милюков говорил в Государственной думе: «Бойтесь его!».

Жизнь и деятельность Дмитрия Ивановича заставили молодую семью Донцовых поездить по Европе: Вена, Берлин, Берн. Из эмиграции Д. Донцов возвратился в Киев в 1918-ом, включился в работу Украинской партии земледельцев-демократов, 24 мая 1918 г. возглавил Бюро прессы и Украинское телеграфное агентство при гетманском правительстве. Дмитрий Иванович, как вспоминают его современники, умел говорить быстро, темпераментно, убедительно. Был такой случай: гетман Павел Скоропадский пригласил на обед немецких генералов. За столом произносил отнюдь не блестящую речь министр иностранных дел. Д. Донцов между тем пил вино на другом конце стола и министра не слушал. Но вдруг его попросили перевести сказанное для немцев. Донцов без паузы блестяще сымпровизировал речь, которую надлежало бы говорить министру в таких случаях.

С первой половины 1920-х гг. он практической политикой не занимался. Эту работу выполняли его ученики и последователи - прежде всего молодые ОУНовцы. Поколение украинской молодежи 1920-30-х гг. со стыдом и болью переживало трагический финал Украинской Народной Республики, разорванность родины между несколькими более сильными государствами. Новое поколение украинцев стремилось к реваншу. Но каким путем? Здесь и понадобился Д. Донцов, который точно знал, какой должна быть Украина, чтобы не потеряться в тогдашнем мире. Согласно его теории, наивысшая ценность - нация. Ее должен возглавить и повести вождь. Для того времени эта идея не была странной, ведь во всей Европе парламентаризм себя не оправдал. А вот диктатура действовала результативно: Ленин и Сталин в СССР, Муссолини в Италии, впоследствии Гитлер в Германии и Франко в Испании. Также харизматичные вожди стояли во главе Польши - Пилсудский, Финляндии - Маннергейм, Венгрии - Хорти.

С 1922 по 1939 гг. Д. Донцов жил во Львове. По предложению руководителя Украинской войсковой организации Е. Коновальца он становится редактором знаменитого украинского журнала «Литературно-научный вестник». В этот период жизни Д. Донцов написал и издал книгу «Национализм», в которой изложил доктрину интегрального национализма, взятую в качестве официальной идеологии Организацией украинских националистов (ОУН).

1 сентября 1939 г. польская полиция арестовала Д. Донцова и поместила его в концлагерь, где он находился до падения Польского государства.. Выйдя из заключения, Дмитрий Иванович переехал в Берлин. В 1943-1944 гг. он в последний раз посетил Львов и к концу Второй мировой войны оказался в американской оккупационной зоне Германии, откуда переехал сначала в Париж (советская власть за инакомыслие занесла его в списки военных преступников), затем в Великобританию, а потом - в США. С 1947 г. и до самой своей смерти в 1973 г. проживал в Канаде. Преподавал украинскую литературу в Монреальском университете, сотрудничал с украиноязычными изданиями, много писал. С супругой М. Бачинской они не имели детей. Перебравшись за океан, расстались. В жизни Д. Донцова был яркий романтический эпизод - отношения с поэтессой Еленой Телигой. Она была моложе его на 23 года. Поговаривали, что Е. Телига посвятила Д. Донцову стихотворение «Подорожній», которое теперь входит в школьные хрестоматии. Они познакомились во Львове в 1933 г. Отношения длились тайно до 1941-го. Тогда Е. Телига переехала в оккупированный немцами Киев и погибла от рук гестапо. Донцов долго не мог забыть Елену, в 1953 г. написал о ней книгу.


Имя:
Ваш комментарий:

Zloy
4 вересня 2016 г. (14:52)
Действительно, не многие мелитопольцы знают об этой гниде, которая поделил украинцев на две части. Одну из которой назвал уничижительно для самих украинцев обозвав их гречкосеями. 
Также заморал себя с одной из групп ОУН. Тогда были группа Коновальца и Бандеры. Этот гнида поддерживал уничтожение евреев и поляков. А интегрированный национализм - это выдумка, которую поддерживали Гитлер.
Остальное, самое страшное, можно еще нарыть в архивах СБУ. Благо доступ к архивам уже открыт.
А в Мелитополе, такая же гнида в лице миньетко назвал улицу в честь убийцы и предателя всего того, что воплощает в себе украинство
meltop
4 вересня 2016 г. (15:16)
Полностью согласен. Это тварь такая же как Гитлер. Вот абзац из википедии: 
 По Донцову, истоками национализма 
являются следующие универсальные принципы, 
которыми в конечном счёте руководствуются 
все нации в борьбе друг с другом:
воля, превалирующая над разумом;
физическая сила, отрицающая силу науки;
насилие сильного над слабым;
территориальная экспансия;
расизм и фанатизм;
беспощадность к врагу и ненависть к чужому;
аморализм.
В книге «Дух нашей старины» Донцов пишет, 
что необходимо выделить из украинского народа 
специальную «расовую касту» - аристократичных нордийцев[8].
Считал он также, что необходимо распространять 
взаимное недоверие, сеять ненависть к своим, 
приносить «раздор в родной дом» 
ради объединения носителей одних идей против других[9].
Алех
4 вересня 2016 г. (17:04)
Советую всем евреям Мелитополя ознакомиться с трудами этого гиганта мыли
guesswho
5 вересня 2016 г. (09:33)
А ты ознакомился? В оригинале или тоже из википедии?
О. Иванкевич
4 вересня 2016 г. (18:20)
И что примечательно, печатает газетенка г-на Кумока. Который видимо зулус по национальности...
Мелітополець
7 вересня 2016 г. (15:24)
Бачу, Донцова коментують здебільшого за радянським правилом "Не читав, але засуджую". Раджу все-таки почитати, в нього можна знайти багато паралелей з сучасністю. Особливо у таких творах, як "Модерне москвофільство" чи "Сучасне політичне положення нації і наші завдання".
Андрей
13 вересня 2016 г. (20:45)
Почему так превозносят очевидных мерзавцев?
Андрей
13 вересня 2016 г. (20:48)
Вы только вглядитесь в его лицо.И всё станет ясно.

Схожі новини: