Как в Мелитополе воспитывают особенных детей

Переглядів: 1940

9 листопада 2019 11:03

Как в Мелитополе воспитывают особенных детей фото
Дети с аутизмом в Мелитополе вниманием не обделены

В связи с реформой образования, дети с инвалидностью идут в школу и сад вместе со своими сверстниками без физических и ментальных особенностей.

Законодательные изменения, которые регламентируют инклюзивное образование  были приняты в 2016 году. Правки в положение "Об образовании" минимально регулировали данный вопрос. В 2018 году закон № 2541-VIII о доступе детей с особыми потребностями к образованию опубликовали в официальном парламентском издании "Голос Украины".

С тех пор в садики и школы города идут все больше деток с особыми образовательными потребностями.

В учебных заведениях города работают коррекционные и инклюзивные классы, логопедические группы, группы для детей с задержками психического развития. В числе таких деток, и аутисты.

Как распознать диагноз?

Аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга. Заболевание характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Существуют более легкие формы аутизма, которые относят к синдромам аутистического спектра.

Причины заболевания аутизмом до сих пор не выявлены до конца, как и способы вылечить расстройство. При раннем вмешательстве ребёнку можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения. Немногим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха. Проявляется аутизм прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до трёх лет.

Одного симптома недостаточно для определения аутизма, требуется наличие трех характерных особенностей: недостаток социальных взаимодействий; нарушенная взаимная коммуникация; ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

Другие особенности, такие как избирательность в еде, проблемы со сном, тяжелые и частые вспышки гнева, гиперактивность и дефицит концентрации внимания тоже часто встречаются при аутизме, но при диагностике несущественны.

Аутизм - состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций.

Нарушения социальных взаимодействий, которые становятся заметны в раннем детстве, отличают расстройства аутистического спектра от остальных расстройств развития. Младенцы с аутизмом уделяют меньше внимания социальным стимулам, реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. В период обучения ходьбе ребёнок ещё заметнее отклоняется от социальных норм: редко смотрит в глаза, а свои желания чаще выражает, манипулируя рукой другого человека. В возрасте от трёх до пяти лет такие дети реже демонстрируют способность к пониманию социальной обстановки, не склонны спонтанно приближаться к другим людям, реагировать на проявление ими эмоций или имитировать чужое поведение, участвовать в невербальном общении, действовать по очереди с другими людьми. В то же время они привязываются к тем, кто непосредственно о них заботится.

Вопреки распространённому убеждению, дети-аутисты отнюдь не предпочитают одиночество — им просто сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения.

У детей с аутизмом наблюдается множество форм повторяющегося или ограниченного поведения: бесцельные движения, намеренное соблюдение неких правил, например расположение объектов определённым образом, проявление интереса к чему-то одному, например, к единственной телепрограмме или игрушке, активность, приводящая или способная привести к ранениям самого человека, например укусы самого себя и др.

Какие учебные заведения работают с аутистами

В Мелитополе с детьми с расстройствами аутистического спектра работают во многих учебных заведениях. Только в 2018-2019 учебном году образовательные услуги получало 48 дошкольников и 15 детей школьного возраста с подобным даигнозом. Обучались они в ООШ №4, 6, 8, 11, 14, УВК №16, а также в таких детсадах: №2 «Сказка», №5 «Жемчужинка», №14 «Теремок», №20 «Зайчик», №21 «Ивушка», №29 «Золотой петушок», №30 «Светлячок», №40 «Калинка», №41 «Барвинок», №46 «Веночек», №47 «Березка» и №48 «Мишка».

 

В детском саду №2 «Сказка» с «особенными» детьми работают уже порядка трех лет по специальной коррекционной программе для детей-аутистов «Расцвет».

Работать с такими детьми непросто, сложно бывает и с родителями. Каждый такой ребенок индивидуален, синдром у них проявляется по-разному: кто-то не разговаривает, у кого-то полностью отсутствуют коммуникативные навыки и др.

 - Наша цель – рассказывает воспитатель-методист учебного заведения Татьяна Горюнова, - сделать так, чтобы ребенок мог адаптироваться в обществе, то есть стать его полноценным членом.

В «Сказке» рассказывают: основная отличительная черта аутистов в том, что ребенок находится в каком-то своем мире. При этом «особенные» детки хотят и любят общаться, но не знают, как это делать.

Кроме того, дети с синдромом аутистического спектра интеллектуально развиты и обладают различными талантами. Вот, например, в втором детсаду воспитывают будущего художника. Мальчишка рисует и в саду, и дома. Собрав его работы, в садике устроили персональную выставку.

 -  Ему пять лет, но у него такие четкие контуры. Это вполне можно назвать способностью. Есть у нас в старшей группе девочка (сейчас она уже пошла в школу – прим. автора), которая проявляет способность к пению и чтению стихотворений. Она ходила в аутистическую группу, но потом, по желанию родителей, мы перевели ее в группу инклюзивную, - делится достижениями методист.

Ева невероятно активная, с удовольствием принимала участие в жизни группы, а на утренниках хотела участвовать буквально во всем. Там, где ей не давалась роль, она порой проявляла самостоятельные попытки принять участие в действе. Воспитатели никогда не отказывали, ведь тогда девочка начинала нервничать и злиться. Проявлять агрессию, не получая своего – тоже норма для аутистов. 

Конечно, на деле процесс социализации является не таким простым, как выглядит в результате. С ребятами работает целый штат сотрудников, в частности, в каждой группе имеется дефектолог и логопед. Они работают ежедневно и индивидуально в зависимости от диагноза. Да и сложно работать с аутистами коллективно

 - Кто-то хочет работать, а кому-то хочется сейчас полежать. Ну и пускай лежит, мы потом наверстаем. В группах пытаемся создать развивающую среду. Воспитатели все делают своими руками, большую помощь оказывают родители. Они у нас очень активные, зачастую сами предлагают помощь, - говорит методист.

Другие отличительные черты деток-аутистов – это плохой аппетит, проблемы со сном и привязанность к определенному пространству и людям. Так, привыкнув к обстановке в группе, они могут тяжело переживать выходы «в свет».

 - Особенно это проблематично с новыми детками. Вот мама привела ребенка в сад и  ушла, он уже вроде бы успокоился, но тут нужно выходить на прогулку. Это истерика, потому что нужно выходить в раздевалку, потом на улицу, менять пространство. Для него это стресс. Хорошо, вывели на улицу, успокоили, заиграли. Пришло время заходить в группу, и снова истерика, потому что снова смена обстановки, - Татьяна Горюнова сетует, что многие винят в истериках воспитателей, не понимая, что таковы эти дети.

- Проблема в том, что узнав диагноз, многие родители не идут на контакт,  считают, что ребенок перерастет, что он на самом деле нормальный, - говорит Татьяна Колодина, руководитель Инклюзивно-ресурсного центра, - Но очень важно начинать работать с ребенком-аутистом с раннего возраста: тогда больше шансов на социализацию. В Инклюзивно-ресурсном центре с детьми работают дефектолог, психолог, логопед, реабилитолог, на каждого ребенка составляется отдельная программа.

Вместе - проще

Чтобы поддержать друг друга, родители необычных детей решили объединиться. На базе Инклюзивно-ресурсного центра созданы группы самомопощи родителей, а в январе 2019 года в Мелитополе была создана общественная организация «Особливе батьківство».

Настя - просто красавица: большие голубые глаза с огромными ресницами, белые банты в косичках. Но  если у нее что-то спросить, не отвечает, как будто тебя нет. Ее не интересуют игрушки, в хоровод ее может вовлечь лишь сестричка Аня, но у Насти общение с детьми не вызывает никаких эмоций. Она никогда не смотрит  в глаза, неожиданно может побежать и выскочить на дорогу.

Настя говорит только простые фразы из двух или трех слов. Мама Татьяна показывает карточки со зверюшками и Настя заученно говорит безразличным голосом: собака, корова, медведь. Она не может слышать громкую речь и  музыку - закрывает ушки.  Если она расстроена, у нее начинается истерика, она начинает бросать предметы или кидается на пол и истошно кричит. Мама стоит рядом, не реагируя, но зато реагируют прохожие, ругая и маму, и ребенка.

Родственники говорят: «У меня бы такой ребенок пожил: от попы бы живого места не осталось!» Но ругать аутиста не имеет смысла – не поможет.

- Растить особенного ребенка очень трудно, - говорит другая мама, Юля, - Когда я узнала диагноз, сразу чувствовала: я - одна-единственная на свете. Кажется, что только у тебя такой ребенок, у одной, во всем городе. Прошло уже много лет, я научилась подстраиваться под дочь, понимаю, как решать бытовые проблемы. Но привыкнуть к тому, что у тебя особенный ребенок, невозможно.

Руководит ОО «Особливе батьківство» Марина Нехорошева, которая знает проблему не понаслышке: Марина воспитывает сына и дочку с аутизмом.

- Михаилу 12 лет, у него низкофункциональный аутизм, - рассказывает Марина, - У него проблемы с питанием, общением, обучением. Миша с 3 до 9 лет ел только сырники, котлеты, жареную картошку и йогурт.  Больше он не хотел ничего даже и пробовать. Интерес к еде пришел в один момент. У него не развита речь, бедный  словарный запас. Умеет говорить фразы типа «Хочу есть», «Хочу в туалет», чтобы заучить их, потребовалось немало усилий и времени. Большое достижение – он умеет объяснить, что у него болит. Но он не может рассказать, что он делал в школе, за одноклассниками он ходит хвостиком, ничего не говоря – он не понимает, как общаться. Но он сам купается, кушает. Его нельзя выпускать одного на улицу – может сбить машина, потому что он не понимает, что такое опасность. У него нет никаких интересов, увлечений. Он помогает готовить, потому что сам любит покушать. Единственный ребенок, с которым общается Миша – его пятилетняя сестричка Люба. У нее высокофункциональный аутизм. Она включает брата в игры, танцы. Проблема аутизма очень остро стоит во всем мире. В Запорожской области – также. По статистике каждый 59 ребенок рождается с аутизмом. Но эти данные неточные, так как не все родители регистрируют своих детей, скрывают это.

- Наша цель – помочь друг другу и привлечь внимание общества к проблеме, - говорит Анна Панасенко, зам. главы организации, - Все дети разные, дети с аутизмом нуждаются в понимании и принятии. Чем больше людей будет осведомлено об аутизме, тем больше у аутистов шансов на полноценную жизнь. Любовь, забота и добро - наши показатели на пути к инклюзивному обществу.


Среди аутистов очень много знаменитых людей. Не каждому из них поставлен официальный диагноз, но по их поведению не сложно определить, что они являются обладателями этой особенности.

  • Эксцентричный художник Винсент Ван Гог был трудным и нудным ребенком со странными манерами, а вне семьи был тихим, серьёзным, задумчивым и почти не играл с другими детьми.
  • Известного художника Леонардо да Винчи причисляют к аутистам за стремление к совершенству, которое порой становилось навязчивой идеей – губы Моны Лизы, поговаривают, он рисовал 12 лет.
  • Особенности образа жизни чуть не самого знаменитого художника современности Энди Уорхола также позволяют предположить, что он страдал аутизмом. В частности, это страсть ко всему повторяющемуся.
  • Одному из основателей компании Microsoft Биллу Гейтсу диагноз «аутизм» поставили журналисты  журнала «Time». Автор статьи сравнил цитаты из писем Билла Гейтса, опубликованных в New Yorker, с симптомами аутизма, описанными неврологом Оливером Саксом в одной из своих книг. Обнаруженное сходство позволило предположить, что у гения Microsoft имеется недиагностированная форма высокофункционального аутизма - синдром Аспергера.
  • Данным синдромом обладал кинорежиссер Стенли Кубрик, к аутистам относят также музыканта Боба Дилана и актера и кинорежиссера Вуди Аллена.


Имя:
Ваш комментарий:

Схожі новини: