История о космонавте из Мелитопольского района

Просмотров: 1510
16 травня 2021 17:08

 3 февраля 2021 г. в Звездном городке, который находится в Московской области РФ, умер наш земляк - Петр Иванович Колодин. Он был в определенных кругах широко известен как советский космонавт-испытатель, полковник-инженер запаса, удостоенный за свои заслуги перед государством и наукой орденом Красной Звезды и 10 медалями.

Уроженец пгт Нововасилевка Приазовского, а ныне Мелитопольского района, Петр Иванович никогда не забывал о своей малой родине, поддерживал тесную связь с родственниками, друзьями детства и юности.

 Корни свои не забыл

А вырос он в семье колхозников - Ивана Михайловича и Галины Андреевны, где кроме него воспитывались еще восемь детей. Все достойные, уважаемые люди. Среди них были строители, инженеры, медики, заводчане, юрист. К примеру, старший Михаил трудился зам начальника управления Министерства строительства РСФСР. Средний брат Андрей - капитан первого ранга, командир атомной подводной лодки. Погиб на боевом посту при возвращении из похода, что, по словам его сослуживцев, поставило трагическую точку на блестящей военно-морской карьере талантливого человека. Он был первым командиром лодки «К-530», создал ее первый экипаж и для многих молодых офицеров был первым командиром, вместе с ними вводил в строй судно нового образца, привил в молодом коллективе замечательные, достойные подражания традиции. Вот такие повороты судьбы. Один брат беззаветно любил небо, а другой обожал море. И нужно отдать им должное - оба сделали все от них зависящее, чтобы добиться своей цели.

К сожалению, из пяти братьев и трех сестер космонавта на данный момент в живых остались только двое. А вот теперь ушел навсегда в небо и он, П. Колодин. В космос, который был его главной мечтой и любовью.

А теперь хочу рассказать об одном эпизоде из долгой жизни земляка. По сравнению с другими, более яркими, значительными события в жизни космонавта, это происшествие, может, и весьма скромно, но характеризует, на мой взгляд, этого человека не менее точно и глубоко, чем остальные.

Итак, Леонид Андреевич Пачин проходил армейскую службу в Ленинграде. Возил командира. А тот дружил с космонавтом Петром Ивановичем Колодиным. Однажды солдат получил задание: доставить Петра Ивановича по месту жительства, в Звездный городок. А тот находится в 20 км от столицы, в подмосковном лесу. Едешь, а вокруг деревья: сосны, березки… Солнце пробивается сквозь их верхушки. Отсвечивается на изумрудной траве. Красота необыкновенная!

Леонид, в очередной раз бросив взгляд за окно, вздыхает: «А у нас такие садушки не растут…». Космонавт встрепенулся: «А ты, парень, откуда родом?». «Из Запорожской области!» - «А не с села ли Нововасилевка?». «Да! А как Вы догадались!?». «Да только жители этого молоканского села называют деревья садушками. Я ведь сам оттуда родом!». И они стали наперебой вспоминать местные слова. Подскульник - подушка, столешница - скатерть, карпетки - носки, шаленка - платок, уж дюж дабре - пренебрежительное «подумаешь», «обыденка» - обычная, быстро выполненная работа…

Леонид про себя удивился: «Как давно из дома, а корни свои не забыл». Есть такая песня, а в ней слова: «Я милого узнаю по походке». А космонавт узнал земляка по одному, единственному слову «садушка». Здорово! Правда?

Не думаю, что Леонид решился задать интересовавший его, как и многих из нас, его земляков, вопрос: «Почему полет в космос за столько лет службы в Звездном так и остался для него мечтой?». Слишком болезненная это тема. В самом деле, Колодин четырежды дублировал космические экипажи и всякий раз проходил подготовку к полетам наравне с ними.

 Мечта осталась мечтой

Помните, как в марте 65-го Алексей Леонов впервые в мире вышел в открытый космос. Его дублерами были Евгений Хрунов и П. Колодин. А 27 апреля 1971 г.? День, который становится судьбоносным в космической карьере инженера-подполковника из степного приазовского села Петра Ивановича Колодина. Он начинает подготовку к полету на станцию «Салют» в составе основного (наконец-то!) экипажа вместе с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым. А потом… громом среди ясного неба грянуло решение Госкомиссии - за (вдумайтесь, за 10 (!!!) часов до старта, назначенного на 6 июня, экипаж А. Леонова от полета отстраняется. На «Союзе-11» летят его дублеры - Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. В чем же все-таки дело, почему?! Из-за вердикта медиков. Они обнаружили у В. Кубасова затемнение в легких, и, заподозрив туберкулез, отстранили от полетов.

Много времени спустя в обнародованных записных книжках «космического» журналиста Ярослава Голованова можно было прочесть об этом эпизоде такое: «Леонов был разъярен и готов был просто задушить Кубасова. Леонов предложил заменить его дублером В. Волковым, но тот почему-то категорически отказался войти в основной экипаж.

Между прочим, при повторном, более углубленном, обследовании В. Кубасова медики свои подозрения снимут. По-видимому, затемнение носило аллергический характер.

Итак, экипаж-дублер в небо поднялся, но, как известно, 30 июня при возвращении на Землю корабля «Союз-11» произошла разгерметизация спускового аппарата. Космонавты погибли. Выходит, ошибка медиков, по сути, спасла нашему земляку жизнь, но он и годы спустя сожалел, что тогда не полетел. Видимо, считал, что судьба, спасая его, несправедливо обошлась с товарищами, которых он уважал, любил и месяцами, преодолевая немыслимые физические перегрузки, готовился к полету.

Но время не стоит на месте. Что же дальше? Наш земляк и его отстраненные от предыдущего полета товарищи продолжали готовиться к полету на следующем корабле. В сентябре 71-го А. Леонов доложил Госкомиссии, что его экипаж готов выполнить полетное задание. Однако специалисты, видимо, уже сомневались в надежности данной модели корабля, и поэтому решение было принято иное: полеты пока прекратить, «Союз» доработать. А вскоре старт этого корабля был вообще отменен, и 11 октября станция «Салют» сходит с орбиты и прекращает свое существование.

Как же складывается судьба нашего земляка далее? В сентябре 1975 г. он задействован в качестве бортинженера первого экипажа (вместе с Владимиром Джанибековым) в программе  экспедиции, предназначенной для посещения орбитальной станции «Салют-6».

В ходе подготовки Колодин отрабатывает действия в открытом космосе. Ведь теперь он космонавт группы орбитальных кораблей и станций. Казалось, все идет нормально. Но в октябре 1977 г. случается ЧП. На орбите возникли проблемы со стыковкой космического корабля с «Салютом-6». Поэтому «Союз-26» досрочно вернули на Землю. Все экипажи, состоящие из нелетающих космонавтов, были расформированы.

Однако опыт и знания Петра Ивановича еще послужили космонавтике. Лишь 11 ноября 1986 г. полковник-инженер уволился в запас по возрасту с должности руководителя полетами ведущего инженера пятой группы отряда космонавтов. Выходит, других он отправлял в космос, а собственная мечта так и осталась мечтой. Единственно, что утешает: все, что для ее осуществления зависело от него, он сделал. Но вмешалась судьба, а ее, как гласит народная мудрость, не то, что конем не объедешь, а, как теперь выяснилось, даже космическим кораблем.

Нелля ЧИПИГИНА, член Национального Союза журналистов Украины.




Похожие новости: