Дорога к страусам
При оформлении земли Семеновский сельсовет выдал план-схему, на которой четко обозначен въезд на эту полевую дорогу. В сентябре 2007 г., когда окрестные земли сменили арендатора (им стало предприятие «Агро-Сервис»), начались проблемы. Как рассказывает Г. Кусяка, руководитель «Агро-Сервиса» Николай Бандура резко высказался против существующей полевой дороги, грозился ее перепахать: дескать, по ней местное население вывозит машинами мусор и сваливает его в посадках вокруг полей, арендованных его предприятием.
- Ночью 16 апреля, несмотря на то что вокруг фермы 50-метровая охранная зона, механизатор «Агро-Сервиса» на тракторе стал выполнять работу на поле, - рассказывает Геннадий Владимирович. - А дело в том, что страусы - птицы чрезвычайно чуткие. Испугавшись света фар, они стали бегать по вольерам, стараясь укрыться от опасности. Страусы могут разгоняться до 80 км в час. На такой скорости птицы ударялись об ограду вольеров. Мы просили механизатора прекратить работу в ночное время, он позвонил руководству и получил указание продолжать: разбираться, мол, будем утром. На следующий день ветврач осмотрел страусов и составил акт. Ссадины, царапины и гематомы - это не самое страшное. Пугливые птицы после пережитого стресса перестают нести яйца, в лучшем случае, на месяц-два. А следовательно, срываются договоры на поставку птенцов, мы вынуждены платить серьезные штрафы и несем материальные потери. Несмотря на это, перед нами даже не извинились.
Но отсыпку пришлось прекратить, потому что вокруг полевой дороги развернулись просто-таки военные действия.
- В этой ситуации нужно либо смириться с мусором, - говорит Николай Филиппович, - либо что-то предпринимать. Один из выходов - ограничить въезд на поля и полевые дороги. Мы прорыли канавы, траншеи на тех полевых дорогах, по которым местные жители завозят мусор в посадки целыми машинами. Второй выход из положения подсказал опыт М. Полулиха в лесничестве - шлагбаумы. Осенью 2007 г. мы встретились с владельцем страусиной фермы, и я предложил вместе очистить замусоренную посадку вдоль полевой дороги, ведущей к ферме, а на съезде с трассы установить шлагбаум. Геннадию Владимировичу эта идея не понравилась. Тогда я напомнил, что съезд-то с трассы незаконный, его там быть не должно. Он посоветовался с кем-то и согласился установить шлагбаум, но с условием: утром он открывается, а вечером закрывается, чтобы в ночное время, когда в основном и вывозится мусор, пути к посадкам были перекрыты.
Такое согласие было осенью. Зима прошла, весна наступила, а шлагбаума все нет. По словам Н. Бандуры, он послал к владельцу страусиной фермы главного агронома Павла Водича - узнать, когда тот установит преграду. Ответ был: как ездил, так и ездить буду, а вы убирайте. И с этого момента закончились добрососедские отношения между двумя предпринимателями.
Теперь Н. Бандура обратился к районным властям. Предприниматель Г. Кусяка пользуется незаконным, по мнению Николая Филипповича, съездом с трассы, который еще и аварийно опасен: стела с надписью «Мелитополь» закрывает обзор, здесь нет положенной разгонной полосы метров в 50. Н. Бандура считает, что к страусам есть еще две грунтовых дороги, но обе они по разным причинам не нравятся владельцу фермы.