Дорога к страусам

Уже есть первые потери
Созданная четыре года назад ферма по разведению экзотических птиц находится в близком соседстве с трассой Харьков - Симферополь, в окружении земель, арендованных предприятием «Агро-Сервис». Все эти годы к ферме вела грунтовая дорога, на которую можно съехать прямо с трассы. По словам владельца фермы Геннадия Кусяки, здание фермы, постройка еще 60-х гг., теперь является собственностью фермеров, а земля арендована на 50 лет.

При оформлении земли Семеновский сельсовет выдал план-схему, на которой четко обозначен въезд на эту полевую дорогу. В сентябре 2007 г., когда окрестные земли сменили арендатора (им стало предприятие «Агро-Сервис»), начались проблемы. Как рассказывает Г. Кусяка, руководитель «Агро-Сервиса» Николай Бандура резко высказался против существующей полевой дороги, грозился ее перепахать: дескать, по ней местное население вывозит машинами мусор и сваливает его в посадках вокруг полей, арендованных его предприятием.

- Ночью 16 апреля, несмотря на то что вокруг фермы 50-метровая охранная зона, механизатор «Агро-Сервиса» на тракторе стал выполнять работу на поле, - рассказывает Геннадий Владимирович. - А дело в том, что страусы - птицы чрезвычайно чуткие. Испугавшись света фар, они стали бегать по вольерам, стараясь укрыться от опасности. Страусы могут разгоняться до 80 км в час. На такой скорости птицы ударялись об ограду вольеров. Мы просили механизатора прекратить работу в ночное время, он позвонил руководству и получил указание продолжать: разбираться, мол, будем утром. На следующий день ветврач осмотрел страусов и составил акт. Ссадины, царапины и гематомы - это не самое страшное. Пугливые птицы после пережитого стресса перестают нести яйца, в лучшем случае, на месяц-два. А следовательно, срываются договоры на поставку птенцов, мы вынуждены платить серьезные штрафы и несем материальные потери. Несмотря на это, перед нами даже не извинились.

Военно-полевая дорога
- Я обращался в райотдел милиции, но там отказывают в возбуждении дела, не видя в происходящем никаких проблем, - продолжает Г. Кусяка. - Тогда я решил произвести отсыпку полевой дороги - законно, заручившись всеми необходимыми разрешениями и документами. Вот разрешение ГАИ. Вот документ, выданный Семеновским сельсоветом: «Не возражаем против отсыпки Вами щебнем участка грунтовой дороги от трассы Москва - Симферополь до страусиной фермы, расположенной на территории Семеновского сельсовета».

Но отсыпку пришлось прекратить, потому что вокруг полевой дороги развернулись просто-таки военные действия.

Все началось со шлагбаума
У руководителя предприятия «Агро-Сервис» Николая Бандуры другой взгляд на происходящее. Когда-то он работал в колхозе «Путь Ленина» и хорошо знал эти земли. Взяв их в аренду, Н. Бандура отправился осматривать поля и ужаснулся: они просто обросли кучами мусора, битого стекла, пластиковых бутылок, мешками строительных отходов и прочего хлама.

- В этой ситуации нужно либо смириться с мусором, - говорит Николай Филиппович, - либо что-то предпринимать. Один из выходов - ограничить въезд на поля и полевые дороги. Мы прорыли канавы, траншеи на тех полевых дорогах, по которым местные жители завозят мусор в посадки целыми машинами. Второй выход из положения подсказал опыт М. Полулиха в лесничестве - шлагбаумы. Осенью 2007 г. мы встретились с владельцем страусиной фермы, и я предложил вместе очистить замусоренную посадку вдоль полевой дороги, ведущей к ферме, а на съезде с трассы установить шлагбаум. Геннадию Владимировичу эта идея не понравилась. Тогда я напомнил, что съезд-то с трассы незаконный, его там быть не должно. Он посоветовался с кем-то и согласился установить шлагбаум, но с условием: утром он открывается, а вечером закрывается, чтобы в ночное время, когда в основном и вывозится мусор, пути к посадкам были перекрыты.

Такое согласие было осенью. Зима прошла, весна наступила, а шлагбаума все нет. По словам Н. Бандуры, он послал к владельцу страусиной фермы главного агронома Павла Водича - узнать, когда тот установит преграду. Ответ был: как ездил, так и ездить буду, а вы убирайте. И с этого момента закончились добрососедские отношения между двумя предпринимателями.

Теперь Н. Бандура обратился к районным властям. Предприниматель Г. Кусяка пользуется незаконным, по мнению Николая Филипповича, съездом с трассы, который еще и аварийно опасен: стела с надписью «Мелитополь» закрывает обзор, здесь нет положенной разгонной полосы метров в 50. Н. Бандура считает, что к страусам есть еще две грунтовых дороги, но обе они по разным причинам не нравятся владельцу фермы.

Районная власть приглашает к диалогу
В конфликте между двумя арендаторами земли разбирался Мелитопольский райсовет и, по словам заместителя председателя райсовета Евгения Любцова, выработал несколько вариантов решения этой проблемы. Но предприниматели, как считает Е. Любцов, не были готовы к компромиссу и к согласию так и не пришли. Райсовет ждет обе конфликтующие стороны за столом переговоров. Придется договариваться.