Тариф, который придумал ЖЭК

Тарифы рассчитывались для каждого дома отдельно

- Три года и три месяца тарифы на содержание домов и придомовых территорий были стабильными, - говорит начальник отдела экономики и планирования коммунальных предприятий Евгений Станков. - За это время в 2,2 раза (с 237 до 525 грн.) выросла минимальная зарплата, в 1,5 раза - стоимость электроэнергии, в 3,7 раза подорожали металлоизделия и стройматериалы, в 2,5 раза - бензин. Это привело к тому, что квартплата стала покрывать фактические расходы на содержание жилищного фонда всего наполовину и не позволяет оказывать услуги в соответствии с требованиями и нормами, своевременно рассчитываться с поставщиками и подрядчиками, работниками предприятий.

Тариф рассчитывался по каждому дому в отдельности и зависит от наличия инженерного оборудования, степени благоустройства жилого дома (рентабельность не предусмотрена).

При изменении минимальной зарплаты, цен на энергоносители и материальные ресурсы исполком вновь вернется к пересмотру тарифов. Кроме того, городские власти обязуются ужесточить контроль за качеством услуг. Уже к 1 сентября каждое из пяти жилищно-эксплуатационных предприятий должно отчитаться о количестве заключенных с населением договоров.

От претензий - к стратегическому партнерству

Представители ассоциации потребителей коммунальных услуг «Теплый дом» и общественной комиссии проверили расчеты новых тарифов КП «Жилмассив». О результатах совместной работы со специалистами предприятия шла речь на брифинге 28 мая. Как выяснилось, «Жилмассив» - первое и единственное из пяти жилищных предприятий, которое пригласило общественников.

Стороны остались довольны сотрудничеством. По словам представителей «Теплого дома», им предоставили все необходимые документы, а старший экономист КП «Жилмассив» Екатерина Кириленко, в частности, заметила, что общественники очень хорошо и быстро разобрались в расчетах.

Итог: тариф на обслуживание одного квадратного метра уменьшился на 2 коп. и составил в пятиэтажках от 1,16 грн. до 0,52 грн. (в зависимости от оказываемых услуг) и 1,60 грн. - в домах с лифтами. Администрация предприятия согласилась с доводами общественной комиссии и уменьшила годовой доход предприятия на 70 тыс. грн.

Председатель ассоциации Владимир Коротун и его заместитель Владимир Стойчев обратили внимание на некоторые болевые точки в жилищно-коммунальной сфере. По их мнению, нужно добиваться, чтобы потребитель платил за лифты напрямую исполнителю услуг - ЧП «Высота»: это удешевит лифтовую составляющую тарифа на 5 коп. с квадратного метра. Они также выступили за поэтапное повышение цен, проведение перерасчета, если услуги в силу каких-то причин не были оказаны.

Общественная организация берется ужесточить контроль за качеством услуг. Жильцам, подчеркнул В. Коротун, нужно не только знать свои права, отраженные в договорах, но и бороться за них: составлять акты, оформлять претензии, добиваться снижения платы, если услуга не оказана. Но если предприятие выполнило взятые на себя обязательства, то жильцы обязаны оплатить оказанные им услуги. Иными словами, «Теплый дом» призвал горожан и предприятия ЖКХ перейти к стратегическому партнерству. Пока шаг навстречу сделало только КП «Жилмассив».

Потребители вправе знать, за что они платят жилищникам

Умом мы понимаем, что повышение цен на услуги неизбежно. Но легче от этого не становится, потому что семейный бюджет трещит по швам. В этой ситуации вопрос: «За что платим?», думается, будет звучать еще чаще, чем раньше. И если качество услуг людей не устроит, то они не будут торопиться с оплатой. А долги по квартплате, опять-таки, отразятся на качестве услуг.

Есть ли выход из этого замкнутого круга? Конечно, есть, и «МВ» уже не раз об этом писали - создание объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Там жильцы сами устанавливают расценки и распоряжаются средствами, решают вопросы с подрядчиками. К сожалению, для многих домов ОСМД - очень дальняя перспектива. Между тем и жители обычных домов имеют право знать, куда и как тратятся их деньги. Увы, такой информации ЖЭКи до них не доводят. Нет, мол, средств на автоматизированный учет услуг.

А может, нет желания его ввести? Ведь тогда жесткий контроль за качеством услуг был бы обеспечен. Но зато и платежи населения гарантированы. Так что есть резон найти деньги на компьютеры и программу - если не у ЖЭКов, то в местной казне. Ведь от этого зависит, получится ли партнерство у жителей многоэтажек с жилищно-эксплуатационными предприятиями или все сведется к старому, как мир, принципу: как вы платите, так мы и оказываем услуги, и наоборот. Это значит, что цены на услуги будут стремительно расти, а их оплата - падать. А вслед за ними того и гляди рухнет жилой фонд.

С 1 июня 2008 г. для домов, оборудованных лифтами, во всех жилищно-эксплуатационных предприятиях установлен тариф из расчета 1,60 грн. за один квадратный метр.

Для домов без лифтов стоимость зависит от видов услуг:
КП «Жилмассив» - от 1,16 грн. до 0,52 грн.
КП «ЖКХ-2» - от 1,18 грн. до 0,37 грн.
КП «ЖКХ-5» и ООО «Управляющая компания «КомЭнерго-Мелитополь» - от 1,18 грн до 0,73 грн.
КП «Жилсервис» - 1,18 грн.