Бесплатный проезд

Начиная с 10 мая, когда по решению исполкома тариф на проезд в городских маршрутках вырос с одной гривни до полутора, заметно увеличился поток жалоб от ветеранов.

Дело в том, что руководители семи фирм и двое частных предпринимателей взяли на себя обязательство перевозить бесплатно 24 категории льготников. Такое положение зафиксировано в дополнительном соглашении с горисполкомом, однако на практике оно не выполняется.

«При входе в маршрутное такси предъявляю удостоверение «Ветеран труда», - пишет в редакцию Владимир Кузнецов, - а мне говорят: «Ну и что, что ты ветеран? Работал на государство - вот и иди к нему за льготами, а мне плати деньги». А вот строки из письма Надежды Денисюк: «Услышав, что я инвалид второй группы, ветеран войны, дитя войны, водитель сначала прочитал лекцию, что нужно предъявлять удостоверение до входа в салон. Тогда он мог бы отказать в проезде - а раз я вошла без спроса, то должна платить. И вообще, удостоверения у меня куплены, а жизнь у него такая тяжелая... После этого у меня напрочь отпало желание пользоваться провозглашенной в Мелитополе льготой. Мне есть с чем сравнивать: часто бываю в Запорожье, Киеве - и там подобных проблем у меня не возникает».

Что еще можно услышать от водителей? «Беру только двух льготников». «Льготники платят 75 копеек». «На бесплатный проезд имеют право только пять категорий льготников». В общем, каждый оценивает ситуацию в меру своих интеллекта и совести.

К счастью, есть и другие примеры. Водитель Денис Василенко (пример также взят из письма Н. Денисюк) относится к льготникам с пониманием и с улыбкой приглашает пройти и садиться. Но таких маршрутников, увы, не так много. Поэтому не иссякает поток жалоб как в редакцию, так и в другие инстанции на отказы возить льготников, а также на хамство водителей. Сначала, по словам заведующего транспортного сектора в исполкоме Вячеслава Камчатного, доходило до 100 звонков в день. Сейчас их раздается в 10 раз меньше. То ли люди смирились с тем, что их надежды на обещание власти сделать сказку былью рухнули. То ли устали предъявлять претензии и молча выкладывают гроши за проезд.

Кстати, по каждому письму, утверждает В. Камчатный, проводится разбирательство. Руководитель предприятия встречается с виновным, проводит собеседование, пишет объяснительную в исполком. Но эта работа проблему не решает. Законодательством предусмотрена полная компенсация перевозок льготных пассажиров, но государство ее не обеспечивает - лишь декларирует. Реализацию же доброго дела оно переложило на плечи органов самоуправления, те, в свою очередь, - на фирмы, занимающиеся перевозкой, а крайними стали водители. Скажите, смогут ли они бесплатно перевозить 60 проц. пассажиров? Именно столько льготников, по данным Минавтотранса, насчитывается в общем потоке пассажиров. А ежемесячная компенсация на одного человека составляет 2 грн. Это прямой путь к разорению.

Похоже, принимая популистское решение, погорячились и городские власти, стремясь «социально защитить» мелитопольцев, и руководители транспортных предприятий, добиваясь повышения тарифа. В результате они породили постоянно действующий конфликт (чтобы не сказать войну) между водителями и пассажирами- льготниками.

И выхода из него пока что не видно.