«Срочно требуется кассир...»

В Мелитополе в связи с открытием большого количества супермаркетов постоянно требуются кассиры предприятий торговли. Что это за профессия и в чем причина такого повсеместного ажиотажа? Попробуем разобраться.

Визитная карточка супермаркета

Кассир - одна из ключевых фигур торгового зала. Он является окончательным звеном при расчете с покупателем, и от его работы во многом зависят точность и быстрота обслуживания посетителей. Его можно назвать своего рода «визиткой» - именно общение с кассиром оставляет у покупателя впечатление о магазине или супермаркете. Ведь через кассу проходит каждый посетитель, совершивший покупку, и очевидно, что ошибки кассира напрямую сказываются либо на кармане покупателя, либо на прибыли магазина. Очередь в магазине или ее отсутствие - также во многом результат работы кассиров. Отсюда и большое значение этой, казалось бы, простой профессии.

Курс молодого бойца

Претенденту на должность кассира желательно иметь экономическое образование, хотя бы немного знать компьютер, кассовый аппарат. Однако это не обязательные условия. Крупные торговые компании предпочитают доучивать кассиров самостоятельно «под себя», так как многообразие кассовых машин и программ затрудняет подготовку универсальных специалистов. При отсутствии опыта вам придется узнать ка работает контрольно-кассовая машина, сканер, работа транспортера (лента, на которую выкладывают товар), ультрафиолетовый детектор банкнот. В обязательном порядке нужно будет пройти курс по выявлению признаков подлинности банкнот. Ведь супермаркет считается у мошенников одним из самых реальных мест для того, чтобы «сплавить» фальшивку. Также вас обучат речевым модулям, это те фразы, которые вы будете произносить, обслуживая покупателя.

Стадия обучения (стажировка) проходит в среднем от трех до семи дней. Все зависит от способностей претендента. В супермаркетах, по нашим сведениям, работает большое количество людей без специального образования, некоторые учатся заочно (хотя это и не всегда приветствуется начальством).

Идеальный кандидат

Предпочтительный возраст кассира - от 20 до 40 лет. Кандидат на эту должность должен обладать высоким коммуникативным уровнем - общительностью, доброжелательностью, терпимостью в общении, стремлением к налаживанию контактов с людьми, низким уровнем агрессивности, внимательностью и по возможности педантичностью, энергичностью, стрессоустойчивостью, ответственностью, развитым чувством товарищества и взаимопомощи по отношению к коллегам, отсутствием дефектов речи и внешности. В идеале именно таким должен быть кассир. А по истечении стажировки новоиспеченный персонал сдает экзамен и приступает к работе.

Круг обязанностей

Обычный график работы такого сотрудника выглядит так: неделя - рабочая, неделя - выходная, продолжительность смены - 12 часов. В течение рабочего дня, кроме получасового обеденного перерыва, кассир имеет право отлучиться от работы дважды или трижды за смену на 15 мин., но только с разрешения старшего продавца.

В некоторых супермаркетах кассиры имеют возможность профессионального роста. Они становятся старшими кассирами, могут возглавить отдел. Сотрудники с экономическим образованием, как правило, претендуют на руководящие должности. Но этому предшествует четкое соблюдение должностных обязанностей, которые по совместительству являются правами потребителя...

Скучная должностная инструкция кассира на деле выглядит так: кассир здоровается, предлагает выложить товар на транспортер, сам в это время наблюдает, чтобы покупатель не ставил вертикально стеклянные бутылки, не доставал из тележки тяжелый товар. Когда покупатель закончил выкладывать товар, кассир спрашивает о наличии дисконтной карты и предлагает пакет (кассиры некоторых торговых компаний также должны упаковать товар). В это время, сканируя товар, кассир наблюдает за тележкой, провозимой покупателем через кассу, - не забыл ли покупатель что-то выложить? Зачастую в процессе обслуживания покупки кассир отвечает на вопросы о наличии того или иного товара или выслушивает сравнительный анализ в пользу какого-нибудь другого супермаркета.

Обслуживать с искренней улыбкой, знать практически весь ассортимент магазина, даже извиниться за продавца, который нахамил покупателю в торговом зале, следить за чистотой рабочего места (ведь покупатель выкладывает туда продукты), иметь опрятный внешний вид - все это тоже входит в обязанности кассира.

«Сам нарвался!»

Но все же случается, что покупателей обслуживает кассир с недовольным, уставшим лицом. Тот, который и не думает здороваться, который, не волнуясь о товарном виде ваших покупок, швыряет их в накопитель. Обычно, такое поведение наказывается администратором строгим выговором. Очень часто кассира увольняют, если произошла серьезная перебранка с покупателем.

Причин для конфликтных ситуаций масса. На грубость со стороны покупателя кассир зачастую отвечает хамством, несмотря на то, что делать этого категорически нельзя. Но бывает и так, что кассиру попадает ни за что, просто потому, что у покупателя плохое настроение.

У покупателей мнение по поводу «извечного хамства» совершенно другое: «Когда сталкиваешься с такими «экземплярами», а их в Мелитополе хватает, - делится Инна, постоянный покупатель одного из торговых центров, - возникает желание больше не приходить в этот супермаркет».

Расчет окончен

Одним из наиболее важных пунктов работы кассира является расчет. Этот пункт особо важен. Можно получить серьезный выговор и даже штраф, если нечетко проговорить сумму полученных денег, пересчитывая их при покупателе, и так же нечетко проговорить сумму сдачи, кладя ее по одной купюре на монетницу. Перед тем как дать сдачу, кассир должен положить первым чек, а поверх - деньги. Нарушение этой процедуры может грозить неприятностями для кассира. Покупатель, которому кассир сунул в руки сдачу, не пересчитав ее покупюрно, может вытащить из этой пачки денег, скажем, сто рублей и заявить кассиру: «А вы мне недодали!» Доказывать обратное придется долго и сложно. Обычно в таких случаях приглашаются администратор, охранник, снимается касса, пересчитывают деньги, сверяют с отчетом, который также снимают с кассовой машины, и выявляют разницу. Если она обнаружена, кассир, долго извиняясь, возвращает недостачу покупателю. А если касса сошлась, но покупатель настаивает на том, что сдачу кассир сдал неверно? В таком случае просматривается запись камеры видеонаблюдения.

Камеры в настоящее время установлены во всех современных магазинах. С их помощью можно с легкостью, а не с пеной у рта доказать свою правоту, но с такой же легкостью кассиру укажут на нарушения и ошибки в работе.

Полезный совет

На данный момент в Мелитополе достаточно просто выбрать для себя наиболее подходящий по цене, качеству и обслуживанию магазин. Если вы хотите знать, что действительно из продуктов свежее, а что «не очень», хотите, чтобы вас обслужили на высшем уровне и искренне радовались тому, что вы пришли сюда и оставили здесь свои кровные, - «заведите» СВОЕГО кассира. В его лице вы обретете все вышеперечисленное, а кассир со своей стороны оценит дружественный тон и настрой покупателя.

Как изменится место кассира в супермаркете

Об этом рассказывала выставка «Как мы хотим работать в XXI веке?», прошедшая в Музее охраны труда в Дортмунде.

На выставке демонстрировались современные рабочие места представителей 18 различных профессий, в том числе место кассира в супермаркете. Оно напоминает кабину пилота в самолете. Кассир будущего больше не должен брать в руки товары для того, чтобы сканер мог «прочесть» информацию о цене. Оказывается, за полный рабочий день кассир поднимает одной рукой вес в две тонны!

Проект этой кассы-кабины, разработанный по заказу одной из крупнейших в Германии сетей супермаркетов, уже настолько усовершенствован, что она в любой момент может быть пущена в производство.

Интересно знать!

По версии журнала «Forbes», научно-технический прогресс на протяжении ближайших 20 лет уничтожит некоторые профессии, в том числе и кассиров. Автоматизация торговли уже сейчас значительно снивелировала роль продавца в магазине. Кассир в супермаркете выполняет преимущественно механические функции оператора. Но со временем, как пророчат эксперты «Forbes», и эти услуги кассиров не понадобятся потребителю. Массовое использование платежных карточек позволит покупателю без посредников рассчитываться за приобретенный товар.

Кассир имеет право отлучиться от работы на 15 минут три раза за смену.

Уволилась через два месяца

21-летняя Елена проработала кассиром в мелитопольском супермаркете два месяца. Получала 850 грн. Уволилась с работы по собственному желанию.

Я не выдержала такой нагрузки. Ежедневно обслуживаешь сотни людей. В конце рабочей недели чувствуешь себя обессиленной. Однажды механически просканировала два раза один товар. Женщина устроила скандал. Я написала заявление на увольнение.

Лена недавно устроилась продавцом в небольшом магазине. Получает на 200 грн. меньше, чем на предыдущей работе. Но говорит, что довольна: и рабочий день короче, и спокойнее.