В небе над Мелитополем

Посадка на хвост

В сентябре 1920 г. в степи под Мелитополем стоял авиаотряд 1-й конной армии. Однажды пилоты и техники увидели в небе одинокий самолет какой-то странной конструкции. Он отдаленно напоминал обычный тогда «Ньюпор-17». Сначала встревожились, потом рты раскрыли: неведомый летчик вытворял в небе такие чудеса! Наконец машина пошла на посадку, и все побежали к ней. Человек в летном шлеме, который шел навстречу, казался знакомым. «Мужики, это же наш Людвиг!»

Людвиг Юрашек появился в части недавно. А до того... Родился в семье немца-батрака, работал на авиазаводе. С началом Первой мировой попал в авиашколу, тут познакомился с агитаторами революционной организации «Спартак». И попав на российско-польский фронт, Людвиг, недолго думая, просто перелетел через его линию и оказался среди красных кавалеристов.

Летал он мастерски, но... Когда-то, на заре своей летной карьеры, Юрашек при посадке перевернул самолет. С тех пор, приземляясь, всегда старался для надежности сначала коснуться земли хвостом. Это страховало от переворотов, но часто ломало машину. В конце концов, командиру это надоело, он вызвал Людвига и сказал: «Товарищ красный пилот! Ты хорошо летаешь, но плохо садишься. Хватит гробить машины. У нас полно работы и на земле. Тем более, что ты механик экстракласса».

Людвиг расстроился, но виду не подал. Ковырялся себе в моторах, ремонтировал самолеты. И никто не знал, что несколько друзей-техников помогали ему по вечерам и ночам собирать из разбитых трофейных машин свой самолет. На нем-то он и совершил тот полет, с которого мы начали рассказ. Поздравления восхищенных друзей, выговор командира за «воздушное хулиганство», но главное - его снова допустили к полетам. Нужно было добивать Врангеля.

Дуэль командиров

В армии Врангеля были штурмовые эскадрильи, вооруженные английскими самолетами DH-9. Всей армейской авиацией командовал генерал Вячеслав Ткачев - один из старейших военных летчиков Русской армии. Он был первым русским пилотом, который подстрелил вражескую машину, причем сделал это из своего личного пистолета. В воздухе! А однажды у него осколком зенитного снаряда пробило бак с маслом. Изловчившись, пилот одной ногой заткнул дыру, а другой управлял педалями. Долетев до передовой, он сел у наших окопов, раздобыл двуколку с лошадью, прямо на глазах врага привязал к ней аэроплан и вывез его из-под огня... В общем, легендарная личность.

Штурмовики под его командованием нещадно бомбили позиции красных и нанесли им серьезный урон. Ткачева позднее отметили высокой и редкой наградой - орденом св. Николая Чудотворца. И вот близ Мелитополя во время боя Ткачев встретился в воздухе с командиром красного авиаотряда Петром Межераупом.

Этот случай был (и остается) единственным в истории мировой авиации, когда в поединке сошлись два командира столь высокого ранга. Ткачев во главе группы из шести штурмовиков был атакован парой красных истребителей. За штурвалом одного из них и был Межерауп. Бой длился 45 минут, машины с воем расходились и вновь сходились в затяжной дуэли. Свистели пули, летели куски обшивки. Самолет Ткачева был поврежден в пяти местах. В конце концов оба аса вышли из боя и направились на свои аэродромы.