СПЕЦОПЕРАЦИЯ

Пешеходы и водители в Мелитополе более воспитанные, чем в Луганске

Александр Верчуков, старший инспектор ДПС, работает на дорогах Луганска уже 16 лет, сейчас - в специальном взводе сопровождения. «Вел» по дороге практически всех должностных лиц Украины, за особые заслуги имеет золотые часы от Виктора Януковича. Дорог видел множество, сталкивался с разными водителями. В общем, ему есть с чем сравнить увиденное в Мелитополе:

- У вас абсолютно нет дорог - это первое, - говорит Александр. - Кроме того, вы живете в городе светофоров. В Луганске в 21.00 все светофоры переходят в мигающий режим, здесь же работают круглосуточно. Зачем - непонятно. Поэтому в час пик ваши водители то и дело несутся на красный свет. Еще заметил, что пешеходы в Мелитополе более воспитанные. А водители, так это вообще нонсенс: пропускают людей даже на нерегулируемых переходах, чего я не видел практически нигде. Уж в Луганске так точно! Поразило и количество женщин за рулем: луганские дамы ездят исключительно на дорогих авто, ваши же не брезгуют ничем. Но водят, врать не буду, аккуратно. Что касается культуры водителей - везде есть люди воспитанные и везде есть хамы, кто-то выделывается, нарушает, чаще молодежь, а кто-то принципиально соблюдает все правила. Так было всегда, и с нарушителями нужно бороться. Только вот кажется мне, что повышение штрафов за нарушение ПДД, которое предлагает внедрить Президент, не поможет. Мы не такие богатые, чтобы отдавать ползарплаты за проезд на красный свет. Штраф может быть умеренным, но человек должен знать, что заплатит его государству. А значит, должны работать исполнительная служба, судебная система.

Изъять права нельзя оставить

Буквально две недели назад сотрудники ГАИ получили «добро» на изъятие документов у водителей, которые нарушили правила дорожного движения, прямо на месте происшествия. Спустя неделю замминистра юстиции Евгений Корнейчук заявил о том, что Министерство юстиции не регистрировало никаких распоряжений МВД об усилении контроля за водителями и изъятии у них прав.

- Мы не изымаем права, - говорит заместитель командира взвода ДПС ГАИ для обслуживания г. Мелитополя Игорь Ермалюга, - водитель сдает документы добровольно. Если человек совершил нарушение, которое влечет за собой лишение прав, мы составляем протокол. Потом вручаем водителю оповещение о том, когда и в какое время он должен явиться в суд для рассмотрения своего дела. Если в указанное время человек не может явиться, он может написать прошение о переносе слушания дела. После этого мы объясняем водителю, что он должен сдать права до решения суда, и предлагаем подписать соответствующее соглашение. Если водитель соглашается, документы прилагаются к протоколу и направляются в суд (а не кладутся в карман инспектору), если не согласен - пишет отказ. Принудительно никто права у водителей не забирает.

Соглашение, которое предлагают подписать водителю, гласит: «Мої права або посвідчення водія передаю добровільно до вирішення питання по суті». Подписывать или не подписывать этот документ - решать вам. Но внимательно прочитать его вы обязаны.

За что могут лишить прав?

За десять дней «отработки» 52 мелитопольца лишились права вождения транспортного средства. 351 нарушение было расценено сотрудниками ГАИ как повлекшее за собой создание аварийной ситуации. Многовато, если учесть, что именно за такие нарушения водителя могут лишить прав.

- Суд может вынести решение о лишении водителя прав за ДТП, за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотиков и психотропных веществ, а также за создание аварийной обстановки на дороге, - объясняет И. Ермалюга. - По сути, любое нарушение на проезжей части можно трактовать как просто нарушение, которое влечет за собой штраф, а можно - как действие, которое привело к возникновению аварийной ситуации. Тот же случай с пешеходом, которого водитель не пропустил на переходе: человек может быть глухим или слепым, может не увидеть автомобиль и попасть под колеса. Водитель эксплуатирует техническое средство повышенной опасности и поэтому отвечает за все, что происходит на дороге.

У судей - запарка

Рейды ГАИ прибавили работы служителям Фемиды. С 14 января ежедневно дежурные судьи рассматривают от 30 до 100 административных протоколов, составленных инспекторами ГАИ.

Рассмотрение протоколов обычно занимает до 20 минут, споры возникают редко. Когда водитель не согласен с претензиями, изложенными в протоколе, судья предлагает вызвать в суд сотрудников ГАИ, но водители чаще всего не готовы еще ждать или приходить на следующий день и соглашаются на рассмотрение протокола без дальнейшего разбирательства.

В суд с адвокатом не пришел еще ни один водитель, хотя право на это имеют все. При назначении наказания судьи в обязательном порядке учитывают нарушения, совершенные конкретным водителем в прошлые годы, - эту информацию вместе с протоколами предоставляет ГАИ. Если водитель задержан впервые за многие годы и протокол составлен за то, что он не пропустил пешехода, суд может наказать по минимуму - оштрафовать на 34 грн.

Свидетели в административных протоколах фигурируют редко - лишь в 10 проц. от общего количества. Жаловаться на действия ГАИ водители пока не спешат, в Мелитопольскую межрайонную прокуратуру поступило пока несколько жалоб. Удивляет то, что сотрудники ГАИ назначают водителям дату явки в суд. Согласно действующему законодательству, вызывать в суд ответчиков должны повестками, а не как-либо иначе.

СОВЕТЫ ЮРИСТА

Как водитель может защитить себя?

Не секрет, что на практике при оформлении правонарушений сотрудники ГАИ, во-первых, часто приписывают создание аварийной обстановки там, где на самом деле ее не было; к тому же редко фиксируют данные потерпевших и практически никогда не берут у них письменные пояснения для приобщения к протоколу. В пояснениях к протоколу водителю необходимо указать, во-первых, свое несогласие с нарушением. Во-вторых, если не зафиксировано, кому именно была создана аварийная обстановка, указать на это; если данные в деле есть, но пояснений пострадавших нет, - укажите это тоже.

Далее немедленно направьте жалобу на действия сотрудника ГАИ, составившего протокол, руководителю соответствующего подразделения ГАИ или УГАИ Запорожской области. В жалобе укажите на те же несоответствия и просите аннулировать протокол об административном правонарушении. Делать это нужно немедленно, буквально в день нарушения. Даже если вашу жалобу в итоге не удовлетворят, отправка дела в суд будет на какое-то время задержана. Дело в том, что административное взыскание не может быть наложено позднее двух месяцев со дня нарушения. Если дело в этот срок рассмотреть не успели, то наложить админвзыскание нельзя, дело подлежит закрытию в связи с истечением этого срока.

Итак, если дело все-таки отправлено в суд, то в обязательном порядке подайте письменное ходатайство в этот суд. В ходатайстве настаивайте на своей невиновности. Например, если реально участника движения, который был вынужден принимать экстренные меры для обеспечения безопасности, не было, укажите на это. Если данные потерпевшего не указаны в протоколе, если в деле нет пояснений потерпевшего, отметьте и это. В ходатайстве просите вызвать в суд сотрудника ГАИ, составившего протокол, в связи с наличием к нему вопросов (например, кому именно была создана аварийная обстановка, почему не зафиксированы данные потерпевшего, не отобрано у него пояснение и т. п.), если в протоколе указаны данные потерпевшего и двух свидетелей, - то и этих лиц. Также просите закрыть дело за отсутствием состава административного правонарушения. Это ходатайство необходимо отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении на адрес суда, куда направлен протокол, или же вручить лично судье во время рассмотрения протокола.

Также может быть полезным обращение к адвокату для ведения дела. Практика показывает: в присутствии адвоката судьи не прибегают к упрощению процедуры, из-за которого в обстоятельствах данного конкретного дела никто не разбирается.

Затем в информационной службе суда заранее узнайте дату заседания и обязательно присутствуйте на заседании во время рассмотрения протокола, можно вместе с адвокатом.

ГЛАС НАРОДА

Что вы думаете о рейдах ГАИ?

Леонид Николаевич, водитель, работающий в первой горполиклинике:

- Я за рулем уже больше 30 лет, на дороге всегда дисциплинирован. 18 января меня остановили госавтоинспекторы возле детской поликлиники. Претензия - не пропустил пешехода. Я говорю: посмотрите, пешеход обошел маршрутку, стоит на проезжей части и разговаривает с водителем. Он даже не собирался переходить улицу! Мои объяснения никто и слушать не стал. Протокол я не подписал, так как не согласен с обвинениями...

Александр, автолюбитель:

- Госавтоинспекторы работают по указке и составляют протоколы на всех подряд. Я, например, на ул. Ломоносова не увидел вышедшего на проезжую часть из-за стоящего автомобиля пешехода и, разумеется, его не пропустил. В отношении меня протокол составили, а то, что какой-то водитель припарковал машину в непосредственной близости от пешеходного перехода и тем самым закрыл обзор движения, они не увидели!

Николай Николаевич, автолюбитель:

- Рейды такие нужны, они хоть как-то будут дисциплинировать водителей. Я свою вину признаю: не пропустил пешехода, который уже начал движение по «зебре». Теперь вот в очереди сижу к судье. Если бы права у всех подряд не забирали, то часть протоколов можно было рассмотреть и без присутствия водителей, как и было раньше.

Константин, водитель маршрутки:

- Меня лишили права управлять транспортными средствами на полгода. За прошлый год у меня шесть нарушений, в этом одно, причем одно и то же - нарушение правил остановки. По мнению ГАИ, я подбираю пассажиров в неустановленном месте и создаю аварийную ситуацию! Таких, как я, десятки! Чем мне теперь полгода на жизнь зарабатывать?

Александр, автолюбитель:

- Правильно, что у гаишников дошли руки до нарушителей на дорогах. По личному опыту знаю, как нагло в Мелитополе ведут себя некоторые водители. На меня протокол составили за то, что пересек сплошную осевую линию. Виновен, осознаю, придется платить штраф.

Людмила Алексеевна, пенсионерка:

- У нас на дорогах полнейший беспорядок, поэтому самое время принимать меры. Но, думаю, контроль, который осуществляется наскоками, время от времени, эффекта не даст. Водители должны знать, что они всегда в поле зрения, тогда можно ждать положительных результатов.

Анатолий Пантелеевич, сотрудник МГПУ:

- Несколько дней назад мне пришлось столкнуться с сотрудниками ГАИ. Ребята были вежливы, попытались предъявить обвинение не по сути, якобы я не пропустил пешехода. Но дело было на трассе и пешеходного перехода не было даже поблизости. В общем, я отстоял свою правоту, и мы разошлись миром. Я понимаю, что сейчас ребятам нужно сделать план, и они где-то перебарщивают. Но сам рейд - дело хорошее, наши водители распоясались.

Куда обращаться с жалобой на действия сотрудников ГАИ?

Вы можете позвонить по «телефонам доверия» управления ГАИ УМВД в Запорожской области: с 9.00 до 18.00 - тел.: (8-2) 239-86-20, 224-30-22; круглосуточно - тел. (8-2) 233-22-06.

Страницу подготовили Любовь ЧАЙКА,
Татьяна БАБКОВА, Сергей КРЫЛОВ (фото),
Артем ИВАНОВ (юридическая консультация).