Чужой земли не бывает

«Подарки» из города

Разорванные мешки с битым кафелем, гниющими листьями, пакеты с каким-то тряпьем. Куски пленки и пенопласта, пластиковые бутылки, банки от краски. Картонные коробки, обломки мебели, рваный матрац. Стараюсь не смотреть на труп собаки. Откуда все это здесь?

- Эти отходы вывозят из города, частный сектор, - комментирует эколог райгосадминистрации Татьяна Снигур. Это она пригласила журналистов участвовать в рейде-проверке.

- Почему вы так уверены? - пытаюсь защитить я собратьев-горожан. - А может, из сел везут или выбрасывают из проезжающих машин?

- А вы посмотрите - мусор только по правой стороне движения. Такая же картина на всех выездных дорогах. Если бы это выбрасывали из транзитного транспорта, мусор был бы по обеим обочинам. И мусор типично городской - в селах не выбрасывают то, что может хоть как-то пригодится в хозяйстве, что можно в крайнем случае сжечь в печке.

Я не мог не согласиться. Если бы везли из села - мусор скорее выбросили бы на противоположной, «въездной в город», обочине: не тащить же мешки через трассу. Да тут, честно говоря, и сел-то поблизости нет. А городские улицы - сразу за полем: Бадигина, Станиславского, Белякова...

Почему горожане везут мусор сюда? Наверное, потому, что сбор и вывоз его на месте не налажен. Ну и платить за вывоз мусора надо. Конечно, транзитный транспорт тоже «вносит вклад» - то обертку из окна выбросят, то, пообедав на обочине, оставят тут весь мусор. Но и городские машины не без греха. За время проверки по трассе в сторону городской свалки прошло шесть полнехоньких мусоровозов, и у пяти из них были настежь открыты люки загрузки мусора. Еще один грузовик вез ветки и листья, не укрытые брезентом. А по правилам мусор должен быть надежно закупорен от ветра, чтобы не разносился по пути.

Ау, хозяева!

Наша многоэтажка окружена частными дворами. С лоджии пятого этажа хорошо видно - ни в одном из них нет куч мусора. Почему - понятно: в каждом дворе есть хозяева. Есть ли хозяева у придорожной земли? У лесополос?

По закону уход за придорожными полосами земли возложен на дорожные предприятия, лесопосадки оказываются в зоне их ответственности. В день проверки восемь работников Мелитопольского филиала ДЭУ «Облавтодора» как раз и собирали все то «добро», которое тайком свезли сюда мелитопольцы. Бригадир Иван Шостин и его подчиненные не скрывали возмущения:

- Почему никто не ловит и не наказывает нарушителей? Мы вынуждены отвлекать силы от ухода за дорогами! Почему за горожанами должны убирать районные службы? Мало того: мы должны еще и платить за разрешение вывезти этот мусор на городскую свалку!

Претензии дорожников, безусловно, справедливы. Решение должны искать совместно власти города и района.

- На самом деле, - уверен замглавы Мелитопольской райгосадминистрации Владислав Еременко, - далеко не все наши граждане такие уж несознательные. Просто поток транзитников вырос, наши дороги не готовы его принять. Вдоль шоссе, особенно вблизи городов, нужны площадки: с контейнерами для мусора, сеточным ограждением, туалетами, табличками. Будет это - немногие захотят тащиться по грязи в лесополосу, перепрыгивая кучи отходов. Нужны деньги на обустройство таких площадок, на вывоз мусора. У местных властей на это нет ни сил, ни средств. По-настоящему решить проблему может лишь общегосударственная программа. Ведь через город и район идут дороги не только местного, но и государственного значения - та же трасса Харьков - Симферополь.

Есть и еще одна проблема. Дорожники хочешь не хочешь, а обязаны следить за состоянием дороги и на расстоянии 11,25 метра по обе стороны от ее краев. А за этими пределами? Чья, к примеру, земля между лесополосой и фермерским полем? При распаевании новым владельцам, как правило, достается пашня, а грунтовые дороги вдоль лесополос остаются как бы ничьи. А раз ничьи, то сами понимаете…

Мне приходилось бывать и в Западной Европе, и в Израиле, и в США. Там хватает экологических и прочих проблем. Но свалок у дорог нет. Может быть, потому, что там нет «ничьей» земли, у каждого клочка четко определен хозяин, он же владелец. Поэтому есть контейнеры для мусора, есть драконовские штрафы для нарушителей. На обочинах, вдали от городов - цветники и туалеты с горячей водой. А главное, есть понимание рядовых граждан, что земля чужой не бывает. Ни земля - территория, ни Земля - планета. Другой-то нет.