Чиновничья игра без правил

Официально эти вопросы находятся в ведении управления коммунальной собственности из трех служащих и подчиненного ему коммунального предприятия «Коммунальная собственность» (далее для краткости будем именовать их УКС и КП). Как они взаимодействуют, почему оформлением взаимоотношений с новыми собственниками, а также арендаторами занимается КП и к чему это ведет?

«Хозрасчет» на бюджетные средства

КП создано горсоветом еще в 2003 г. Никто не скрывает: создавалось оно, чтобы не раздувать управленческий аппарат. А по сути - чтобы скрыть его рост.

КП под руководством УКС предоставляет услуги в сфере управления имуществом территориальной громады - говорится в уставе предприятия. Здесь, по информации директора Андрея Хруща, работает 31 человек. И их обязанности - оформление земельных и имущественных отношений граждан с горсоветом: подготовка договоров аренды и купли-продажи коммунального имущества, его учет, списание, а также проведение экспертиз и согласование договоров аренды.

В 2002 г., по словам тогдашнего руководителя УКС Николая Жидкевича, эту работу выполняли 15 человек. С тех пор собственности стало меньше, а работников - вдвое больше. Единого реестра коммунального имущества нет, хотя это было для УКС и КП основным заданием.

Городские власти передали КП имущества почти на 400 тыс. грн. и определили основными источниками доходов 20 проц. поступлений в бюджет от арендной платы и 80 проц. - от уличной рекламы, а также доходы от собственных услуг. Почему именно столько - неведомо, но неудивительно, что быстрее растут доходы от рекламы (см. таблицу). В первой половине 2007 г. от рекламы и аренды КП ежемесячно получало 60 тыс. грн. бюджетных денег, из прочих источников - 15, 8 тыс., вчетверо меньше. Какой же здесь хозяйственный расчет? К слову, до 2003 г. эти услуги были для горожан бесплатными, поскольку предоставлялись бюджетной организацией.

Показателен один из «приварков» КП. Конкурсная комиссия во главе с мэром Дмитрием Сычевым для соискателей аренды установила регистрационный сбор в размере 5-10 проц. от экспертной стоимости объекта. И этим дважды преступила закон. Во-первых, порядок начисления и распределения сбора должна устанавливать по закону о местном самоуправлении не комиссия, а сессия совета. Во-вторых, действующее арендное законодательство плату за регистрацию документов не предусматривает. А значит, сказали в Запорожском отделении Фонда госимущества, ее лучше не взимать. Аналогичный регистрационный сбор для участия в конкурсе на приватизацию ограничивается одним необлагаемым минимумом - 17 грн. Именно столько фигурирует в объявлениях Мелитопольского районного совета. А у нас сумма поборов с предпринимателей составляла от 1000 до 3000 грн. Кроме того, она вопреки законодательству не объявлялась в СМИ, не возвращалась проигравшим, не засчитывалась победителю в счет арендной платы. И не поступала в бюджет, а перечислялась в КП.

Куда расходуются деньги?

На зарплату в КП ежемесячно уходит более 30 тыс. грн. В карман каждого сотрудника заглядывать не станем - назовем средний доход. В 2005 г. - 882 грн., в 2006-м - 955, в этом - 1097. Сравните: у учителей средняя зарплата в этом году 866 грн., у медиков - 677, в службах социальной защиты - 670. В КП были и «необычные» выплаты: два охранника детсада, который на балансе предприятия не числился, по документам получили 10 тыс. грн.

Интересен еще один платеж КП. Начальник УКС Виталий Яремий в рабочее время учился на курсах Запорожского территориального отделения оценщиков, а 1520 грн. за это уплатило КП. Все это делалось по приказу мэра. Яремий доказывал, что его должность требует высокой квалификации оценщика. Но оценкой имущества по закону вправе заниматься лишь действующий эксперт, а не начальник управления. Да и в уставе УКС такого направления деятельности, как оценочная, нет. Может, терять квалификацию не хочется? Ведь прежде оценка была личным бизнесом В. Яремия (куплю бизнес), и здесь квалификацию действительно нужно повышать регулярно. Прокуратура по запросу депутата горсовета Николая Карандаша проверила обстоятельства этого дела. И, по информации межрайонного прокурора В. Кривоножко, оснований для реагирования не нашла.

Комментарий юриста:

Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности» говорит: «Не допускается проведение оценки имущества физическим лицом - заказчиком или руководителями юридического лица, которое является заказчиком оценки…» (ст. 8). Это означает, что В. Яремий, который повысил квалификацию за казенный счет, нарушил закон.

Диагноз: превышение служебных полномочий

Проанализируем ситуацию с деньгами за проданный в мае прошлого года универмаг. Покупатель заплатил за здание в общей сложности 5 млн. 630 тыс. грн., из них 1,2 млн. грн. - в резервный фонд исполкома, которым мэр распоряжается единолично. 20 проц. оставшейся суммы ушли в госбюджет как НДС. 3,2 млн. грн. должны были в течение трех дней попасть в городскую казну. Но осели на счету КП. И оно «отстегивало» средства разновеликими порциями. Как утверждают начальник УКС В. Яремий и начальник финуправления Алла Шахова, делалось это по личному указанию Д. Сычева. «Процесс» растянулся на полгода. А в полном объеме задолженность по приватизации перед казной в размере миллиона за 2006 г. была погашена лишь в середине января 2007 г.

Председатель постоянной комиссии горсовета по коммунальной собственности Вячеслав Еременко утверждал: средства использованы по нецелевому назначению, что является грубым нарушением действующего законодательства. Кроме того, средства не успели освоить, и они потеряли «в весе». Инфляция в прошлом году, по данным Госстатистики, составила 12 проц., но этот показатель, как утверждают независимые эксперты, существенно занижен. По их данным, инфляция в прошлом году составила 35,2 проц.

Комментарий юриста:

В Приказе Госказначейства от 6.06.2005 г. говорится: «Денежные средства, полученные от приватизации объектов коммунальной собственности, за вычетом НДС, необходимо перечислить в течение трех рабочих дней в местный бюджет - фонд развития». Нарушение сроков перечисления денег свидетельствует о превышении служебных полномочий. Использование бюджетных средств, минуя установленный законодательством порядок, является нецелевым и уголовно наказуемо.

Казна теряет...

Всего в Мелитополе на начало года действовали 148 договоров аренды. Ежемесячная плата по ним - 174 тыс. грн. Все договоры еще в первом полугодии следовало пересмотреть по новым ставкам и методике, утвержденным горсоветом в конце 2006 г. Но обновили примерно 10 проц. договоров. «Не смогли, - признается В. Яремий, - поскольку нет рычагов воздействия на арендаторов». В результате бюджет только в этом году недополучит, по разным оценкам, от 200 до 700 тыс. грн.

Комментарий юриста:

Ст. 118 Закона Украины «Государственный бюджет Украины на 2007 г.» определяет: «Договоры аренды государственного и коммунального имущества, заключенные до января 2007 года, в шестимесячный срок подлежат обязательному пересмотру соответственно установленной норме». Об этом говорится и в Приказе Фонда госимущества Украины от 18 января 2007 г. № 43.

Получается, начальник УКС В. Яремий не выполняет должностных обязанностей, что отрицательно сказывается на поступлениях в бюджет.

Важная деталь. Порядок проведения конкурса на аренду имущества предполагает: «Результаты конкурса... передаются на утверждение сессии Мелитопольского горсовета». На сегодня ни один (!!!) протокол не получил одобрения депутатов. УКС попросту его не испрашивает. Поскольку договоры аренды в 2007 г. заключены в обход сессии горсовета, они, по оценке юриста А. Иванова, не имеют юридической силы.

Еще одно направление утечки средств. Победителем конкурсов, задекларировано в положении, признают того, кто предлагает наивысшую арендную плату. Но, к примеру, на заседании в мае комиссия отдала предпочтение предпринимателю, который будет платить за аренду нежилого помещения по проспекту 50-летия Победы, 26 (первый этаж общежития) 35 проц. от экспертной оценки (14,6 тыс. грн. без НДС). Между тем было предложение платить 60 проц., или почти в два раза больше. Чем руководствовалась комиссия? Этот вопрос, адресованный в письме начальнику УКС В. Яремию одним из участников конкурса, остался без ответа.

Правоохранители нарушений не замечают?

Монополия мэра и КО на распоряжение общественным имуществом, распределение денег от приватизации и аренды устраивает далеко не всех депутатов. Хотя результативными протесты не назовешь.

Сегодня разрешения на размещение рекламы - прерогатива КП. Оно с задачей, признался на заседании исполкома директор А. Хрущ, справляется плохо. Щитов, установленных с нарушениями, сотни. Это подтвердил недавний шторм, перед которым многие билборды не устояли. Депутатская комиссия по вопросам коммунальной собственности под руководством В. Еременко выступила против кулуарных решений об уличной рекламе и хочет войти в действующую комиссию по вопросам размещения объектов внешней рекламы в полном составе. Но нынче Еременко отвергнут Партией регионов, от которой избран в горсовет, и его пребывание здесь под вопросом.

Председатель комиссии по вопросам законности Сергей Коломиец еще на июльской сессии потребовал от Д. Сычева отчета о том, на что пошли деньги от продажи универмага и почему они не перечислены в казну в течение трех дней. Мэр, сказал С. Коломиец, ответить не соизволил, хотя отпущенные законом сроки истекли уже несколько раз.

Недавно в КП «Коммунальная собственность» поработали ревизоры Запорожского КРУ, и в ответе на наш запрос они пообещали подробно уведомить о результатах проверки. А мы, естественно, расскажем обо всем читателям. Тем более что отступлений от нормы, по предварительной информации, полно. А вот в Мелитопольской прокуратуре нарушений в работе местной власти с коммунальной собственностью традиционно не замечают.

Расследование проведено при поддержке Датской ассоциации журналистов-расследователей.