Врач отказал в помощи больному ребенку

«В поликлинике врач отказалась смотреть моего сына»

- Мы живем на Новом Мелитополе и обслуживаемся в третьей детской поликлинике. Моему сыну Артуру диагноз «бронхиальная астма» смогли поставить только в столичной клинике «Охмадет». До этого мы три месяца лечились у мелитопольских врачей, но безрезультатно. Когда поставили правильный диагноз и назначили лечение, состояние ребенка улучшилось.

В начале сентября Артур простыл. В субботу, 8 сентября, я привела его к дежурному врачу в поликлинику, и нам назначили лечение. Простуда на фоне бронхиальной астмы протекала тяжело, несмотря на то, что мы пользовались назначенными ингаляторами. Гуляя 12 сентября с ребенком на улице, я заметила, что ему совсем плохо, он задыхается. Зашла в детскую поликлинику в 15.30 и хотела, чтобы ребенка осмотрел врач. Регистратура была закрыта, поэтому карточку мне взять не удалось. У кабинета врача сидели посетители. Увидев в коридоре заведующую поликлиникой Ирину Добрянскую, я обратилась к ней с просьбой послушать Артура. Ответ услышала ошеломляющий: «У меня рабочий день закончился, вашего ребенка смотреть не буду». Она мне это сказала и ушла в свой кабинет, захлопнув перед моим носом дверь. Я набралась смелости и зашла за ней. Говорю врачу, что у ребенка приступ астмы, который ингалятором не снимается. А она мне: «Приходите, когда положено, на прием к своему педиатру. Мне ваш 901-й ребенок не нужен!»

Эти слова очень обидели, а возмущению вообще не было предела. Придя домой, вызвала «скорую». Приехала детский врач Наталья Павловна Соловьева. Это совершенно другой человек: внимательно выслушала, осмотрела ребенка, сделала необходимые уколы. Состояние моего сына действительно было тяжелым, потому что врач «скорой» нам даже предложила госпитализацию в детскую больницу, но мы уже там так много провели времени, что я рискнула на этот раз остаться дома.

«Я требую от врачей и родителей дисциплины»

Так утверждает заведующая третьим педиатрическим отделением Ирина Добрянская. По ее словам, мама Артура систематически не является в назначенное доктором время на повторные осмотры.

- 8 сентября она была на приеме у дежурного врача, который осмотрел ребенка и назначил ей явку через два дня, - говорит Ирина Алексеевна. - В указанное время мама с сыном к врачу не пришли, а зашли в поликлинику четыре дня спустя - в среду, 12 сентября, около 16.00. В этот момент педиатра, который ведет прием на их участке, не было, поэтому маме не дали в регистратуре карточку и номерок.

Когда мама зашла, возмущенная, ко мне и попросила послушать ребенка, я отказалась это сделать. А маме объяснила, что нужно приходить в поликлинику в назначенное время. У каждого педиатра на участке - около 900 детей и свой график работы. Врач должен заниматься систематическим наблюдением и лечением своей группы малышей. Неотложную помощь у нас оказывают врачи «скорой», а поликлиника занимается плановым лечением больных.

Мама Артура взяла за правило приходить в поликлинику, когда ей удобно, за последние полгода она посетила многих врачей. Артур действительно имеет проблемы со здоровьем и требует систематического врачебного наблюдения.

Нарушена врачебная этика

Ж. Баснарева написала жалобу на врача, который отказался помочь ее ребенку. Главврач детской больницы Анатолий Покровенко распорядился провести внутрибольничное расследование и пришел к следующим выводам.

- И. Добрянская в разговоре с мамой повела себя неэтично, - говорит А. Покровенко. - У меня нет оснований не верить словам родительницы. Вызов «скорой» к Артуру Баснареву имел место буквально несколько часов спустя после того, как в поликлинике отказали в помощи. Нравится доктору мама или нет, это не имеет никакого значения. Даже если ребенка в срок не привели на осмотр, это не основание, чтобы в другой день отказать ему в медицин-ской помощи. Это лично моя позиция. Заместитель главного врача по поликлинической работе Галина Голдина провела беседы как с Ж. Баснаревой, так и с И. Добрянской, которой на первый раз руководство вынесло предупреждение. Принято решение о дальнейшем дооб-следовании и лечении маленького Артура.

Вместо послесловия

Авторитет врача, согласитесь, превратился сегодня в мощный терапевтический и профилактический фактор. Всегда ли, идя на прием к тому или иному специалисту, мы интересуемся его профессиональными качествами и отношением к пациенту? Практика показывает, что пациенты подчас обращаются за помощью к менее грамотному врачу, но отличающемуся своей добротой, вниманием и сопереживанием к больному и его проблемам. Самые квалифицированные рекомендации порой выполняются без веры и оптимизма, если больной почувствовал равнодушие врача, и это, увы, сводит эффект лечения к минимуму. В то же время доброе, теплое слово, улыбка врача, его оптимизм создают нить взаимопонимания, удесятеряют силы больного в борьбе с недугом.