Водитель - и в Германии водитель

Четыре зоны Ганновера

- Городские власти Ганновера заключили договоры на перевозку пассажиров с двумя крупными фирмами. Но примерно 20 проц. перевозок приходится на частные предприятия. Я работаю в дочернем предприятии крупной фирмы «USTRA». У нас автобусы MAN с дизельным двигателем, очень комфортные.

Весь Ганновер разделен на четыре зоны. Мы обслуживаем в основном пригороды. В нашем так называемом «Северном дворе» около сотни автобусов. В фирме коллектив интернациональный - много русских, югославов, турок, арабов, афроамериканцев и др. Никаких проблем в общении или отношениях друг с другом нет.

Я езжу по разным маршрутам, постоянного нет. Но заранее знаю, по какому маршруту поеду и в какую смену - эта информация вывешивается в гараже на специальной доске за четыре дня до рейсов. Работа посменная, по восемь, иногда девять часов. Бывает, утром езжу по одному маршруту, а после перерыва - по другому.

Замена водителя после смены (или если он заболел) производится непосредственно на маршруте, для этого есть специально оборудованные места-стоянки. Медицинского контроля перед выездом в рейс нет. Но если ты попался с запахом «после вчерашнего», мгновенно вылетаешь с работы.

Что касается контроля технического состояния автобуса, то водитель не имеет к этому никакого отношения. Перед рейсом получаю папку со своим маршрутом, указанием места, где в гараже стоит автобус (ряд, номер бокса, парковки) - практически каждый раз автобусы разные.

Универсальный проездной

- Есть проездные билеты от месяца до года. Их покупают и в почтовых киосках, и у водителя автобуса. Билеты в каждой зоне универсальные - действительны на автобусы, трамваи, метро, электрички. Это очень удобно для пассажиров. Но в разные зоны - разная цена. По такому билету в пределах одной зоны можно ехать с пересадками, например, с трамвая на электричку. Самый дешевый билет стоит 1,8 евро, самый дорогой - 10, штраф за безбилетный проезд - 40 евро.

От наказания не уйти

- В Германии дорожной полиции на дорогах практически не видно, стационарных постов, как у нас, нет. Но на автобанах есть пункты помощи. Дорожная полиция, которая там дежурит, контролирует в основном водителей грузовиков, чтобы они не находились за рулем более девяти часов в сутки - превышение наказывается штрафом. Эти сведения, а также скорость, пройденное расстояние, время в пути фиксируются на так называемых «шайбах» (что-то вроде «черного ящика»), которые установлены в спидометре каждого грузовика. Доступа к этой «шайбе» водитель не имеет, на нее все записывается автоматически. Для остановки машины полицейским дорожной полиции должна быть веская причина. Например, нарушение Правил дорожного движения. Если кто-то из пассажиров заметит, что от водителя пахнет спиртным, то обязательно сообщит об этом полиции, а та незамедлительно примет меры: водителя остановят прямо на маршруте или вызовут на конечную остановку представителя фирмы. И если тест на алкоголь даст положительный результат, выгонят с работы - компромиссы исключены. Да и с полицейским, как это нередко бывает в Украине, «договориться» невозможно.

Моего знакомого, который ехал на личной машине под хмельком, остановил полицейский. В результате водитель лишился прав на два года, да еще уплатил штраф в 900 евро (примерно минимальная зарплата), а потом сдавал все экзамены, чтобы вернуть права. Так что за рулем выгоднее всегда быть трезвым. У водителя, пересекающего границу, в обязательном порядке должен быть полис страхования "Зеленая карта". Зеленая карта убережет автомобилиста от многих неприятностей.

Более других нарушений карается превышение скорости. В городе много видео- и фотокамер, установленных на наиболее оживленных и опасных перекрестках. Снимки делаются автоматически, на них очень хорошо виден номер машины и водитель. Фотография и заключение полиции отправляются в департамент, и от штрафа нарушителю не отвертеться.

Проезд на красный свет тоже не пройдет незамеченным - после стоп-линии на дороге есть специальная рамка: попала в нее машина - тебя сфотографировали как проезжающего на красный свет. Если на этой рамке остановился, камера через несколько секунд сфотографирует машину повторно. Два снимка «в рамке» значат, что ты остановился, и «телега» в департамент может не прийти.

Пешеходу живется вольготно

- Эта категория населения - священная корова для водителя. Где бы пешеход ни переходил дорогу, транспорт остановится. Нас, водителей автобусов, инструктируют жестко: лучше опоздай, но пешеходов и велосипедистов (к слову, их очень много) пропусти.

В общем же, правила движения у нас и в Германии сходны, только у них многие пункты «прописаны» более корректно - их не истолкуешь двояко. Но очень большое различие в культуре вождения и отношении водителей друг к другу.

Диспетчер знает обо всем

- Обо всех технических неполадках автобуса я обязан сообщить диспетчеру по рации. А тот принимает решение: присылает другой автобус или рекомендует пассажирам подождать следующего, если поломка произошла далеко от гаража.

Нам запрещено производить какой-либо ремонт самостоятельно: если я полезу ремонтировать и вдруг пораню руку, то с меня же за это и спросят, так как фирма понесет убытки - будет платить мне страховку. Как-то во время дождя отцепился «дворник». Я решил отремонтировать его сам. К вынужденной остановке пассажиры отнеслись очень спокойно. Минут десять возился, но ничего не получилось. Тогда о поломке сообщил диспетчеру. Он поинтересовался, смогу ли я доехать до конечной остановки. Я ответил, что доеду - и через полчаса на конечной меня уже ждал другой автобус.

На случай аварии в автобусе есть специальная кнопка: если ее нажать, на пульте диспетчера загорается лампочка. А есть еще кнопка прямой связи с полицией. О ее расположении знает только водитель, для пассажиров она не заметна. В случае нападения или какой-нибудь хулиганской выходки я могу ее незаметно нажать. Диспетчер через спутник сразу определит, где находится мой автобус, и немедленно сообщит об этом в полицию.

Пассажир всегда прав

- Водитель никогда не нагрубит пассажиру - это запрещено. Принцип «Пассажир всегда прав» здесь действует неукоснительно. Если пассажир пожалуется на водителя, у последнего могут быть неприятности.

Показательный случай произошел с моим коллегой. Однажды зимой дети начали кидать снежки по его автобусу. Он вышел и накричал на них. Об этом как-то узнали в диспетчерской. Водителю строго указали, что он не имеет права кричать на детей: надо было сообщить об инциденте диспетчеру или вызвать полицию.

Пожаловаться пассажир может даже на то, что автобус пришел к остановке с опозданием: согласно инструкции, водитель не имеет права опоздать более, чем на пять минут. Если все же опоздание неминуемо, обязательно надо сообщить диспетчеру. Опережение графика вообще недопустимо.

Досье

Вадим ГЕРШАНОВ девять лет назад уехал на ПМЖ в Германию. Живет в г. Ганновере, работает водителем городского автобуса пять лет. Немецким владеет свободно.