Чудеса в доме художницы

И керамист, и график

Я оказалась у Елены Сергеевны в гостях. Едва переступила порог дома, как увидела первое чудо: красивую изразцовую печь. Оригинальные рисунки, смешные надписи, например: «И кому я такая красивая достанусь». Оказалось, хозяйка собственноручно сделала изразцы и разрисовала их кисточкой, потом обмакнула в глазурь и обожгла в печи. Это ее дипломная работа. Ведь первая профессия Елены - художник-керамист.

А вторая - художник-график. Курский институт заканчивала заочно и вот уже 25 лет преподает в детской художественной школе живопись, композицию, рисунок, скульптуру, историю искусств. «Мне нравится работа, - говорит Елена Сергеевна, - у нас прекрасный коллектив. И я счастлива, что судьба привела меня именно сюда». Не все ее выпускники стали художниками, но все научились главному - понимать искусство.

Как в такой атмосфере не стать художником и театралом?!

Мама хотела, чтобы дочка закончила десять классов и поступила в МИМСХ (ныне - ТГАТА). Хотя не только знала о тяге Леночки к искусству, но и сама приложила к этому руку - посоветовала пойти во Дворец творчества, в изостудию, там руководитель хороший. В самом деле, встреча с Иларием Андреевичем Чубичем, замечательным художником и педагогом, считает Е. Тамбовская, была для нее знаковой. Именно он привил ей любовь к искусству. Повезло Елене и со школьной учительницей Викторией Кондратьевной Попковой, неравнодушным, увлеченным театром человеком. Заметное влияние на становление характера оказали родные. Каждого Бог одарил каким-то талантом: мама неплохо чертила, бабушка хорошо шила.

Особенно глубокий след в душе оставила жена маминого брата. Она была из непростой семьи, аристократка, в ее доме молодежь любила музицировать, рисовать, обсуждать книжные и театральные новинки. Как в такой атмосфере не стать художником и театралом?! Самая первая картина Елены Сергеевны - сцена из балета. И сейчас рядом с рабочим столом именно театральные этюды.

У отца были «умные руки» - он создавал мебель (шкафы купе в Москве). Старый шкафчик его производства и сейчас украшает кухню Елены. Не хочет она с ним расставаться, менять на современное изделие. К слову, в доме есть и другие не совсем обычные предметы: старинные зеркало, часы, стул XIX века. Елена Сергеевна не только любит сидеть на этом стуле - ей нравится его изображать, стул присутствует на многих ее работах.

Леночка очень любила маму. Понимала, что ей тяжело одной учить их с братом - родители разошлись, когда девочка пошла в первый класс. Но к маминому совету не прислушалась, выбрала Абрамцевское художественно-промышленное училище. Тамара Григорьевна, человек добрый и уступчивый, не смогла отказать девочке. Да и доверяла своему ребенку, поэтому без боязни отпустила 16-летнюю дочь к черту на кулички - в Подмосковье. О том времени Елена Сергеевна вспоминает очень тепло: «Самые счастливые дни в моей жизни! Замечательные преподаватели, прекрасная природа, выставки, музеи, театры - все к твоим услугам, до Москвы было всего 30 минут на электричке».

Поиски стиля длиною в жизнь

Художница находится в постоянном поиске своего неповторимого стиля: то пишет маслом, то увлекается графикой. Расписывала матрешки, одежду. В общем, «кидает» человека из стороны в сторону. Сейчас предпочитает батик. Что будет завтра - не знает никто, в том числе и сама Елена Сергеевна.

Достопримечательность дома - выставка картин. В окружении полотен Е. Тамбов-ской красуются натюрморты, пейзажи местных знаменитостей Михаила Колесника, Киселева. Они здесь «прописаны», а вот картины хозяйки постоянно меняются. Хорошее настроение - появляется солнечный натюрморт, вариации на тему Омара Хайяма. Грустное - на полотне сумерки, дождь со снегом.

Хорошо, что кое-что из созданного «оседает» на стенах и в шкафах. Оттуда на свет божий при необходимости (завидуйте, модницы!) извлекается изумительный шарфик «Тургеневская осень», платочек «Окошки и ставенки», блузка «Птицы и камни». Представляю, как загорались глаза у подруг Елены, когда они получали в подарок такую эксклюзивную вещицу. А такое случалось не так уж и редко.

Пейзажи у Е. Тамбовской в основном фантастические. Смотришь: вроде бы Крым, а бухта несуществующая, придуманная. Героини - красивые и сказочные, загадочные и шутливые. Раскрыть, понять жен-скую душу, создать образ помогают… шляпки. У Елены Сергеевны целая коллекция дам-ских головных уборов разных форм, цветов. Даже я не удержалась, примерила изящную шляпку с пером. Здорово, ничего не скажешь! Друзья, узнав о ее пристрастии, охотно стали дарить эти предметы.

Семья - главный выбор

В ранней юности жизнь еще раз поставила девушку перед серьезным выбором. Что делать: заниматься искусством или семьей? Совмещать, отдаваться и тому, и другому на равных невозможно. Елена Сергеевна объясняет так: поскольку она традиционный человек, любовь перевесила - муж и сын у нее на первом месте. А творчеством занимается между «варкой борща и глажкой белья», урывками.

Правда, иногда засидится за картиной и про все забудет. Звук подъезжающей машины вернет на землю: «Ой, муж приехал, а ужин не готов!» Супруг Юрий по этому поводу не раздражается - входит «в творческое положение» жены. Он тоже человек нестандартный и подарил ей немало счастливых мгновений. Одно из них запомнилось особенно сильно. Было это лет десять назад. Елена Сергеевна не собиралась отмечать день рожденья. Вернулась с работы домой, как обычно, включила свет - а ее ждут друзья с подарками! И стол накрыт - супруг постарался. Приятно.

После рождения внука - ему семь месяцев - времени для искусства стало оставаться еще меньше. Каждую свободную минутку молодая бабушка старается понянчиться с Давидом: «Сейчас он в моей жизни самое главное». Но творчество, хоть и находится там же, где всегда, - на втором плане, все равно не отпускает. Возможно, мы скоро увидим выставку работ Елены Тамбовской. Во всяком случае, художница ее готовит.