Стерилизация

Стерилизовать- сделать неспособным к воспроизведению потомства путем особой операции.

С. И. Ожегов.Словарь русского языка.

Трудное материнство

Имена участников этой истории мы изменили, поскольку дело рассматривается в суде.

Светлана выскочила замуж в шестнадцать лет. А в семнадцать поступила со схватками в роддом. Пришлось делать кесарево сечение - медики сказали, что для этого были показания. После операции врачи предостерегли: в ближайшие три года беременность нежелательна. Но необходимая для здоровья пауза не получилась - через полгода Света снова встала на учет. И опять ребенок появился на свет с помощью операции. На этот раз врач напутствовала более строго, категорически советовала не рисковать.

Но разве молодость чем-нибудь напугаешь? Через три года Света пришла в роддом за третьим ребенком. К тому времени она уже второй раз вышла замуж и горела желанием подарить супругу сына. И у нее это получилось. Но во время операции врачи перевязали ей маточные трубы. При выписке Светлане дали справку о том, что операция прошла со стерилизацией - никакой отрицательной реакции. Правда, по словам Светланы, на слово «стерилизация» она, не поняв его значения, попросту не обратила внимания.

На тот момент у нее было трое прекрасных деток, хорошая семья. Но счастье через пару лет неожиданно рухнуло: младший мальчик трагически погиб - угорел. Муж хочет «своего» ребенка, но желанная беременность не наступает. Гинеколог, к которому Света пришла на прием, объяснила, что это невозможно. И Света предъявила претензии к родильному дому, считая его врачей виновниками того, что она больше не может стать матерью.

Спасение или нарушение прав?

Сейчас Светлана хочет доказать, что доктора нарушили ее права, и обратилась с иском в суд, оценив нанесенный ей роддомом моральный ущерб в 100 тыс. грн. В случае выигрыша эти деньги супруги собираются потратить на искусственное оплодотворение.

Медики же утверждают, что она поступила в больницу уже с родовой деятельностью, с несостоятельным рубцом. Состояние роженицы, по их словам, было очень сложным: нависла угроза разрыва матки и вопрос стоял об ее удалении. Консилиум из трех врачей, посовещавшись, избрал другой, более «мягкий» вариант - перевязали трубы. Врачи уверены: тем самым они сохранили роженице здоровье, получила она и прекрасного ребенка.

Двадцатишестилетняя Светлана категорически возражает против этой версии. Беременность, уверяет она, протекала без патологии, все анализы были в норме, и выписали ее из роддома на шестой день. Раз не задерживали - значит, все было нормально, считает женщина. А шрам от предыдущего кесарева сечения почти рассосался - во всяком случае, так ей якобы сказал врач на УЗИ за неделю до родов. И еще, по словам Светланы, вроде бы обронил, что она вполне способна родить самостоятельно.

Естественен вопрос: предупреждали ли пациентку перед операцией о возможных последствиях? Нет, утверждает Светлана, никто ей ничего не говорил и ничего она не подписывала. А врачи заявляют, что в историях болезни на сей счет есть три записи с автографом Светланы. Мне подпись в истории болезни показали, стоит она под словами: «Информированное согласие получено». По медицинским правилам, это означает, что будущей маме подробно рассказали о ее состоянии и угрозах.

Супругам предлагали бесплатно решить проблему с помощью искусственного оплодотворения. Но из этого ничего не вышло. По версии докторов, потому что Света не сможет выносить ребенка: не пройдет отбор, слишком много противопоказаний. Супруги же считают, что им предложили принять участие лишь в конкурсе претендентов на бесплатное искусственное оплодотворение. А они хотят гарантий - нужен ребенок.

Так сложилось, что все три операции Светлане делала Ирина Григорьевна, врач с сорокалетним стажем. Через ее руки прошли тысячи рожениц и новорожденных. И сейчас Ирина Григорьевна убеждена, что поступила правильно, грамотно - спасла для троих (на тот момент) детей маму, она осталась живой и здоровой.

Точку в споре поставит суд

Женщина, безусловно, имеет право на материнство и лишить ее такого счастья никому не позволено. Хирургическая стерилизация, говорится в «Основах законодательства Украины об охране здоровья» (ст. 49), проводится только по желанию или добровольному согласию женщины по медицинским показаниям, которые устанавливаются Минздравом. Но также она имеет право на жизнь и здоровье. Их ценность ничуть не меньше. Можно ли во имя спасения пациента отступить от требований закона? Было ли у медиков другое решение? Была ли пациентка предупреждена о возможной стерилизации? На все эти вопросы должен дать ответ суд. А пока проводится тщательное служебное расследование с привлечением областных специалистов.

Но эта история кое-чему медиков уже научила. Теперь заявление с просьбой о стерилизации, сказали руководители роддома, они принимают только в том случае, если документ заверен нотариусом.