Дети, для которых 1 сентября - не праздник

1 сентября она повалялась в кровати, потом приготовила яичницу, поиграла на компьютере. Мимо окна по улице шли школьники, вечером по телевизору показали репортажи с линеек. Но Юльке это не интересно. День как день. Разве 1 сентября праздник?

Во втором классе Юля заболела: как показала генетическая экспертиза проявилась тяжелая генетическая болезнь. Больницы, операции. Постепенно родители перевели ее на домашнее обучение: учителя приходят к ней на дом. Сейчас девочка уже перешла в 11-й класс. За эти годы Юля ни разу не видела в лицо классную руководительницу. Никогда не приглашали ее на школьные мероприятия, не дарили подарков от класса и даже не звонили 3 декабря, в день инвалидов. Получается: в списке 11-В Юля Иванова значится, но из учеников класса ее никто не видел.

Конечно, Юля не отгорожена от всего мира. В теплое время года она гуляет во дворе. Не стесняется: соседи-подростки привыкли к тому, что у этой девчонки ноги не как у всех. А зимой, скучая дома, стремится общаться с учителями, которые приходят заниматься. Вот только те не всегда горят желанием встречаться. Первый раз они появляются в октябре. Каждый год - новые. Англичанок за год сменилось четыре, причем полгода уроков просто не было. Чаще всего это «пионеры» (начинающие учителя) или пенсионеры, которым отдохнуть хочется, у них давление, нервы и домашние проблемы. А им - топать к какому-то инвалиду.

- В неделю у меня бывает пара алгебры, на следующей неделе - пара геометрии, - рассказывает сама Юля. - Между двумя уроками алгебры получается полмесяца перерыва! Что можно запомнить? Другие дети «домашку» и на перемене списывают. А я же у учительницы одна, не могу я ей в глаза сказать: «не сделала». Вот и решаю задачи с мамой.

- В день по три урока. Но разбросаны они так, что день оказывается занят: в 8, 13, 15 часов - когда учительнице удобно, - дополняет мама. - А иногда позвонит: «Я не приду - у меня массаж». Сделаешь замечание - отыграются на ребенке, занизят оценки. Очень хочется дать дочке хорошее образование, но как?

Юля мечтает учиться на программиста и уже начала занятия с репетитором. Приглашения на выпускной бал не ждет: вряд ли в школе вспомнят об ученице-«призраке» по фамилии Иванова. Подобных детей в городе десятки. Они листают в одиночестве учебники, безуспешно пытаясь догнать «своих» соучеников. А ведь многие дети-инвалиды интеллектуально ничем от ровесников не отличаются! Замкнутые в четырех стенах, они вынуждены терпеть равнодушие учителей и всех нас.