Лес горел, как нефтебаза...

- 20 августа мы собрались за полтора часа, - рассказывает начальник сводного пиротехнического отряда, полковник Анатолий Шаповал. - 22 единицы техники пошли в Херсонскую область колонной и очень быстро преодолели 245 км. С собой взяли все необходимое: 150 лопат, 10 бензопил, около сотни топоров и пил. Кроме того, был полностью развернут полевой лагерь с палатками и кухней.

Огненное зарево спасатели увидели на рассвете. Картина жуткая - ощущение, что горит нефтебаза. Высота огня над соснами достигала 70 метров, распространялся он со скоростью 25-35 метров в секунду. Основной задачей было не допустить огонь к населенным пунктам и военной базе, которая находилась в полутора километрах от пожарища.

- Первые трое суток не спали вообще, - рассказывает замначальника сводного отряда майор Сергей Демчук. - Первый раз поели через сутки. Ночами с лопатами в руках дежурили в лесу. Видели, как бегут вместе от огня лисы, зайцы, косули. На земле валялись мертвые птицы и мелкая рыбешка, потому что воду для тушения набирали в прудах. Сначала огонь заливали водой с вертолетов и пожарных машин. А потом мы засыпали песком пепелище, тлеющие пеньки. Сосновые шишки «стреляли» метров на сто - они оказались разносчиками огня. Работать было трудно: много дыма, тяжело дышать. Машины - в основном это были ЗИЛ-131 - постоянно грузли в песке. Впереди машины пускали разведчика, который указывал путь. Бойцам, в том числе министру МЧС и президенту, приходилось толкать все машины подряд.

- Когда смотрел на огненную стихию, становилось не по себе, - вспоминает майор Ярослав Дубинин. - Ветер в любую минуту мог изменить направление, и тогда главной задачей было побыстрее вывести технику из опасной зоны. Одну пожарную машину, прибывшую из Хортицкого района Запорожья, от огня не спасли: автомобиль сильно обгорел и теперь требует капитального ремонта. Еще один ЗИЛ спас Анатолий Шаповал. Жалко было оставлять технику в огне, к счастью, мы успели взять машину на буксир.

- Спасательные работы были организованы достаточно хорошо, - говорит полковник А. Шаповал. - Но как-то за нами не прислали вовремя машину, и пришлось 15 километров идти в лагерь пешком. Военные мало чем могли помочь: у них нет специальной техники для тушения огня. Кроме того, ребят-срочников в самые опасные зоны никто не допускал.

Утром 31 августа бойцы двух отрядов вернулись в Мирное. После тяжелой работы им дали три дня увольнения. Домой поехали те, кто живет поблизости. 3 сентября сводный пиротехнический отряд вновь возобновил работы на базе в Новобогдановке.