Виктор ПРОСКУРНЯ, главный редактор «МВ»: Без бумажки ты кто?

«Чтобы не пришлось десять раз бегать домой, - заботливо проинструктировала старшая, - сразу захвати с собой паспорта всех проживающих, идентификационные коды, документы на квартиру и, на всякий случай, сделай копии - могут понадобиться..»

Я поблагодарил женщину, которая уже не первый год добросовестно выполняет неблагодарную роль посредника между нами, жильцами, и городскими коммунальными службами, - и никуда не пошел. И не только потому, что в распечатке ничего не говорилось о документах, которые нужно взять с собой, и о часах работы многоуважаемого предприятия «Водоканал».

Спору нет, договоры на оказание коммунальных услуг между их поставщиками и абонентами должны заключаться. «Без бумажки ты букашка» - гласит народная мудрость. Но почему, скажите, почему мы, абоненты, должны покорно отправляться к поставщикам коммунальных услуг по первому их зову? Я добросовестно плачу по счетчику за объемы потребленной воды и уже практически смирился с тем, что воду периодически отключают, не считая нужным меня об этом предупредить. Если «Водоканал» хочет узаконить наши отношения, то пусть, как это делается в цивилизованных странах, пришлет мне свой вариант договора. Если документ меня устроит, я подпишу его и верну адресату. Если у меня возникнут возражения, я посоветуюсь с юристом и изложу их письменно. Это общепринятая и, к слову, неплохо зарекомендовавшая себя практика.

Кстати, в распечатках, которыми снабжают меня каждый месяц «Водоканал» и другие коммунальные службы, тоже нет большого смысла. По секрету могу рассказать, как это делается, к примеру, в Германии или во Франции. Показания счетчиков там фиксируются раз в год и соответственно раз в год корректируются определенные в договорах суммы, которые абонент ежемесячно платит за ту или иную услугу. «Ваша семья в среднем потребляет пять кубов воды в месяц? Значит, в этом году вам нужно будет заплатить за 60 кубов. Превысили эти объемы - в следующем году доплатите, сэкономили - мы произведем перерасчет, и в новом году вы будете платить меньше». Удобно? Конечно, удобно, потому что при такой схеме на первый план выходят интересы потребителя. Да и предприятие остается в выигрыше: можно ведь сэкономить и на контролерах, и на людях, которые из месяца в месяц выписывают платежки.

А еще, если постараться, можно сэкономить наше, абонентское, время. Если «водоканальцы» поймут, что из месяца в месяц я плачу примерно одну и ту же сумму, то они вполне могут согласиться с тем, что эта сумма будет ежемесячно перечисляться с моего банковского счета на счет «Водоканала». А если по этому очевидному пути пойдут и другие службы, то о коммунальных платежах мы тоже будем вспоминать только раз в году, при их корректировке. Как это давно уже делается в цивилизованных странах.