Галопом по Европам – 4

Стальные кружева.

Однажды двое инженеров принесли шефу проект высоченной ажурной башни, которая легко собирается из готовых деталей. Шеф, Гюстав Эйфель, выкупил проект и запатентовал его, не зная зачем. Так, на всякий случай. Случай скоро представился. В Париже в 1889 г. открывалась Всемирная выставка. Эйфелю разрешили строить башню. Работа шла быстро. 15 тысяч стандартных деталей плюс два с половиной миллиона заклепок - и получилось нечто «из пустоты и железа». Трудно поверить, что эти стальные кружева весят 7000 тонн.

Поклонники красоты Парижа подняли страшный скандал: «Это уродливо, безобразно, бесполезно!» Их успокоили: мол, потом башню разберем. Но после закрытия выставки, чтобы сберечь свое детище, Эйфель взял в аренду на 20 лет кусок земли, на которой оно стояло. Затем на башне появились антенны, часы, и разбирать ее, решили, будет слишком сложно. А потом... Разбирать уже никому не приходило в голову. То, что многим казалось позором столицы, стало ее самым знаменитым символом и источником дохода.

Над Парижем смеркалось, и мы почти бежали. Чтобы свериться с картой, останавливались у освещенных витрин. Нам очень хотелось успеть к Эйфелевой башне. Не потому, что она на ночь «закрывается». Просто в десять вечера всего на десять минут на ней включится особая иллюминация. Освещенная гирляндами золотых светлячков на фоне густо-синего неба, башня приближалась. И когда мы оказались совсем рядом, на мосту, по ней забегали, вспыхивая и исчезая, тысячи ослепительных белых огоньков. Очень красиво!

Рассказывают, после Второй мировой войны один умелец, сделав фальшивые документы, «продал» Эйфелеву башню голландской фирме на металлолом. Хорошо, что его вовремя разоблачили...

Завернутый в трубы

До похода в Лувр - три часа свободы. А не пойти ли в Центр современного искусства, подумали мы с женой. Добираемся, пользуясь картой, ломаным английским языком и энергичной жестикуляцией. Проходим Севастопольский (!) бульвар, какие-то узкие улочки и... В окружении строгих серо-коричневых классических особняков стоит нечто оч-чень странное. Архитекторы как бы вывернули здание наизнанку: все коммуникации вывели наружу. Огромный фасад перечеркнут застекленным красным эскалатором и блестящими стальными «спицами». Здание напоминает какой-то завод. Так ведь и вся современная культура - разве это не есть «массовое производство»?

Конечно, мы зашли внутрь. Чего там только нет! Электронные счетчики незаметно считают каждого вошедшего. Оказывается, Центр принимает 8 млн. посетителей в год - больше, чем Эйфелева башня.

Дворец Джоконды

Когда-то в этот дворец спешили с алмазными подвесками королевские мушкетеры. А сейчас Лувр превратился в грандиозный музей. Если стоять перед каждым его экспонатом всего минуту, понадобится 20 дней, чтобы увидеть все. У нас был хороший экскурсовод - нам хватило полутора часов. Поэтому не ждите подробных рассказов о Венере Милосской и полотнах Рембрандта. Мы не торопились лишь в одном зале. И на весь тот немаленький зал была только одна картина. Мы стояли и смотрели на небольшой портрет женщины, улыбку которой пытаются разгадать вот уже пятьсот лет. «Мона Лиза» действительно производит странное впечатление. Я даже не уверен, что она улыбается. Смотрит тебе в глаза, но выражение ее лица ускользает, и сама она, кажется, вот-вот растает в дымке...

Мельница веселья

В старину на этой площади стояли мельницы, и все вокруг бывало белым от муки. Потом понастроили домов, а мельница осталась только одна. Зато какая: «Мулен Руж»! Название этого самого знаменитого в мире кабаре переводится как «Красная мельница». Здесь обожала проводить время богема, здесь родился канкан. «Знаете, - сказали нам, - в Париже есть другие роскошные варьете. Но в них уже проник американский дух. А «Мулен Руж» - настоящий Париж».

Входной билет - 89 евро (свыше 620 грн.). Недешево. Но раз это «настоящий Париж»... Представление начиналось в 23 часа. Идем по ночному Монмартру. Зазывные картинки и огромные надписи типа «Sexo-drome» не оставляют сомнений в специфике квартала. Но вот на фоне черного неба видим вращающися крылья красной мельницы: мы у «Мулен Руж». Друг за дружкой 900 (!) человек заходят в зал, тесно уставленный столиками. На столиках - красивые светильники и светодиоды, серебряные ведерки с шампанским во льду. Каждый зритель может выпить полбутылки бесплатно, это входит в стоимость билета. Шампанское - отличное по французским меркам и кислое по нашим.

В зале - полумрак. Официанты подсвечивают себе путь фонариками. Мы сидим у самой сцены, можно рассмотреть узор на ногтях у танцовщиц. Двухчасовое представление называлось «Феерия». Надеюсь, цифры помогут вам ощутить грандиозность зрелища, постановка которого обошлась в 7 млн. долларов. В шоу заняты более ста артистов (60 из них - прекрасный пол). Для них в лучших ателье сшили более тысячи костюмов и столько же пар обуви. За вечер танцовщицы переодеваются по 10-15 раз, причем прямо за сценой - в гримерку бегать некогда.

Гордость «Мулен Руж» - костюмы из страусовых перьев. Они крепятся на металлических каркасах и весят до 10 кг. Сначала девушки скрывают ими грудь, а потом эти перья так эффектно падают! Один «костюмчик» для шоу стоит до 30 тыс. долларов. В нарядах запрещено садиться на стулья и прислоняться к стенке. Неосторожных нещадно штрафуют. Между прочим, девушкам в среднем 22-24 года, совсем юным трудно выдерживать бешеные нагрузки.

Роскошные декорации, стразы и блестки; прямо на сцене - грандиозный аквариум-бассейн, лошадки пони, огромный, вполне живой питон!.. И, конечно, в финале - умопомрачительный канкан. Трудно поверить, что ЭТО - всего лишь аранжировка благопристойной кадрили, сделанная в поза- прошлом веке. Ноги танцоров взлетают выше их голов, а потом разъезжаются в шпагате. Безумный темп трудно выдержать даже зрителю - музыка, цвет, свет сливаются в ослепительный калейдоскоп...

Те, кто тут не был, часто представляют себе «Мулен Руж» чем-то вроде ночного клуба с эротическим шоу. Ничего подобного! Да, девушки топлес, да, ножки обнажают до самого верха. Но у шоу нет цели пощекотать физиологию зрителя. Никакой вульгарности, пошлости, все сделано легко, красиво, с большим достоинством и классом. Карнавал жизни, красочный праздник, где стерты границы между шоу и настоящим искусством. Актеры не просто демонстрируют роскошные костюмы, не просто танцуют. Они при этом открыто и заразительно улыбаются. И каждый зритель думает, что это - ему.