Люди со свалки

Скажу вам честно: зрелище незабываемое. Когда же подходишь ближе и замечаешь грязных людей, бредущих нестройными рядами, становится уж совсем грустно и одиноко.

Эти люди вышли на свалку, как на работу: привезли свежий мусор, и они помогают его разбирать, а заодно и ищут себе чего-нибудь на завтрак. Прямо при нас находят банку компота и великодушно предлагают нам его попробовать. Они создали здесь свое отдельное маленькое государство, и живут в нем по своим законам. Мы попали в этот мир ненадолго, Маша живет на свалке уже несколько лет. Что в ее рассказе правда, а что не совсем, решайте сами.

Интервью с местной обитательницей

- Маша, как ты попала на свалку?

- Я вообще из Санкт-Петербурга, сюда приехала с родителями, но потом родители умерли, и я осталась одна. Правда, у меня родственники есть, но они далеко, в России, так что я их, наверное, никогда и не увижу.

- Как вы делите палатки? Их не так уж много.

- Все живут со своими сожителями. У тети Оли вот недавно человек умер, теперь она живет одна. Еще двое живут подальше в посадке, только у них нет балагана, поэтому ночуют пока что прямо на земле.

- А от чего умер сожитель тети Оли? Вы что-нибудь предпринимали?

- Ну, ему было плохо, а через несколько дней он умер. Мы его в морг отвезли, похоронили здесь же, все как надо. Отчего умер, не знаем. У нас не было денег, чтобы лечить его или в больницу везти, диагноз узнавать.

- А лекарства где берете?

- Все находим здесь, на свалке. И лекарства, и еду.

- Часто новые люди приходят?

- Нет, новые люди приходят очень редко. В основном мы тут вшестером и жили, теперь вот нас меньше стало. Но если бы кто новый пришел, то приняли бы хорошо. А что, всякие ситуации в жизни бывают. И на свалку не от хорошей жизни попадают.

- Кто у вас лидер, главный?

- Мы здесь просто живем, никто ни от кого не зависит, все равноправны. Все одинаково ходим на свалку, ищем продукты, вещи всякие. Если кто-то заболеет или плохо станет, то он дома остается.

- С милицией проблем не возникало? Паспорта есть?

- Да, паспорта есть. И со стороны милиции никогда претензий не было. Мы же здесь спокойно живем, никого не трогаем. Правда, было пару раз, что приезжали, отпечатки пальцев снимали, но так как никто из нас в розыске не числится, то нас и не трогают.

- А как вечера коротаете?

- Отдыхаем! У нас радио есть, батарейки тоже на свалке находим. По вечерам сидим возле костра, разговариваем, музыку слушаем, песни поем.

- А одежду тоже на свалке находите?

- И одежду тоже. Вот, все, что на мне надето, все со свалки. Только это сейчас рабочая одежда, а есть еще и «город-ская» - новее и чище. Специально для города, если надо съездить продуктов купить или еще что-то.

- Собак у вас много. Зачем столько?

- А чтобы охраняли. В прошлом году волков много было, или лисы тоже ходят здесь иногда. А у собак щенята, они их защищают и нас заодно. Всего их двадцать: девятнадцать общих и личная собака одного человека. Специально мы их не заводим, сами приходят и питаются вместе с нами, на свалке.

- А хотелось бы вам уйти отсюда, покинуть свалку навсегда?

- Конечно, хотелось бы. Только где сейчас работу найдешь? Это еще летом можно где-то работать: на стройках разных или в садах, а сейчас остается только тут сидеть.

И еще немного подробностей

Костер местные обитатели топят преимущественно пластмассой, чтобы дыма было меньше. Поэтому рядом с местом костра лежит огромная куча бутылок из-под чистящих средств, шампуней и пр. На веревке висит книжица «Алкоголь и семья». Что это - очередное чтиво для любознательных умов? Оказалось, просто сушится материал для растопки костра.

Балаганы городка надежно утеплены и защитили бомжей от холода даже в прошлую зиму, когда люди замерзали в квартирах. Все ложки, вилки, кастрюли и стулья были найдены на свалке. Вещи, конечно, не отличаются особой изысканностью и чистотой, зато на вид довольно добротные. Воду бомжи берут у сторожей свалки, им же заказывают и все необходимое в городе. С этими самыми сторожами в нормальных отношениях, все знают друг друга по именам, вместе работают на свалке.

Со свалки мы вернулись целыми и невредимыми: никто не вырезал нам почки и не сделал из нас шашлыки. Осталась масса впечатлений и эмоций: понятно, что жизнь бомжа совсем не так легка и безоблачна, как нам о ней рассказала Маша. Что эти люди, скорее всего (судя по их лицам), страдают алкоголизмом. Но мы не вправе осуждать кого-то или делать субъективные выводы. Факт остается фактом: количество бомжей в Украине растет. И это уже становится не только их проблемой, но и проблемой всего социума.