Как попасть на второй путь?

Казалось бы, что может быть проще - забрать посылку из поезда: время прибытия известно, на вокзал вы приехали вовремя, посылка доехала благополучно. Какие могут возникнуть проблемы? Так думал Андрей, отправляясь на вокзал. Но…

- Поезд, из которого нужно было забрать посылку, пришел на второй путь, на первом уже стоял другой. Так как ни подземных переходов, ни моста, по которому можно было бы спуститься на нужную платформу, нет, мне осталось добираться до своего поезда через тамбур стоящего на первом пути. Но и такой номер не прошел - проводница отказалась открыть дверь. До отправления нужного мне поезда оставались считанные минуты, и мы с товарищем бросились пробираться под составом… Где с другой стороны нас уже ждали сотрудники милиции. Оказывается, мы нарушили правила и должны заплатить штраф!

«Правильно сделали, что оштрафовали»

Этот, как нам показалось, невиданный случай мы попросили прокомментировать сотрудника линейного отдела милиции (ЛО) на ст. Мелитополь Дмитрия Проскурина.

- Дежурные поступили абсолютно правильно, оштрафовав ребят, - заявил он. - Ни при каких обстоятельствах нельзя пролезать под вагонами, даже если вы знаете, что поезд будет стоять еще двадцать минут. Не думайте, что это причуда милиции. Пытаясь сэкономить несколько минут, люди калечатся. Практически каждую неделю в ЛО поступают сообщения о травмах на железной дороге, которые в большинстве своем происходят из-за невнимательности и неосторожности пешеходов. Конечно, штраф за переход железнодорожных путей в неположенном месте смехотворный. Статья 109 Кодекса Украины об административных нарушениях («Нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на железнодорожном транспорте») предполагает за такое нарушение штраф от половины до одного необлагаемого минимума - 17 грн. Но, возможно, нарушителям станет жаль если не своей жизни, то хотя бы времени, которое уйдет на составление протоколов.

Выходит, линейщики сработали по инструкции. Кто же виноват? Возможно, проводница была обязана предоставить пассажирам проход через тамбур? Тоже нет. Ни в Правилах перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты (отправка почты), ни в Инструкции для проводника не сказано, что проводник должен пропускать пассажиров через тамбур. «По прибытии поезда на станцию проводник должен после полной остановки открыть дверь, поднять откидную площадку, зафиксировать ее (при отсутствии высокой платформы), протереть поручни и приступить к высадке и посадке пассажиров» - и это все, что входит в обязанности проводника.

На совести проводников

Я поговорила на эту тему с заведующей билетными кассами Мелитопольского вокзала Еленой Бех и поняла, что отсутствие переходов на вокзале причиняет и пассажирам, и железнодорожникам немало хлопот.

- Вы себе представить не можете, сколько людей сейчас в связи с уплотнением графика движения поездов опаздывает из-за того, что не может вовремя перейти на нужную платформу! - говорит Е. Бех. - В часы пик на всех колеях стоят составы. Мы пытаемся как-то отрегулировать процесс посадки, обращаемся к проводникам по громкой связи с просьбой открыть тамбуры. Но мы им не указ. Начальство далеко, они на станции проездом, инструкцию не нарушают. Не нравится - пишите жалобы в резерв проводников по месту формирования состава, то есть в Киев, Симферополь, а то и в Россию. А кто захочет писать жалобы, если поезд вот-вот отправляется?! Вот и получается, что только от сознательности и совестливости проводников зависит, попадете ли вы на свою платформу вовремя. Пассажиры могут помочь себе тем, что придут к платформе заранее. В противном случае придется бегать от вагона к вагону в поисках доброго проводника.

Перспектив никаких

Девушка-оператор пресс-службы «Укрзалізниці» в г. Киеве, выслушав мой рассказ о проблеме, только и сумела предложить:

- Оставьте свои пожелания в Книге жалоб и предложений, такая должна быть на вокзале. Ничего больше сделать нельзя - и проводники, и милиция действовали согласно правилам.

Вот такая лотерея. Повезло - успел на поезд, не повезло - жди следующий и надейся, что правила изменятся.