Не потерять друг друга

У15-летней Ани (все имена в материале изменены) роды начались дома. Когда вернулась с работы мама, то спешно побежала за соседкой, и они вдвоем помогли ребенку появиться на свет. Но резать пуповину не решились, вызвали «скорую». Скоро малышка вместе с мамой-школьницей уже были в родильном отделении Мелитопольской ЦРБ. Там я с ними и познакомилась.

Ребенок - к последнему звонку

Невысокая девочка с хвостиком встретила настороженно. На вопросы отвечала хмуро, лишь изредка улыбаясь. Рядом в кроватке посапывала маленькая Катюша. Впрочем, Аня еще не решила наверняка, как она назовет дочку.

Аня Денисенко родом из небольшого села под Мелитополем. Говорит, в школе никто не знал, что беременная - в холодное время года живот не было видно под одеждой. А два месяца назад мама с папой опять сильно поругались. Мама, взяв обеих дочек, переехала в Мелитополь, сняла однокомнатную квартиру. Отправляясь на работу в сады, мама брала с собой младшую, 11-летнюю Вику. Аня оставалась дома. В школу девочки не ходили - все документы, да и многие вещи, остались в селе. Катюшка родилась 30 мая, как раз накануне «последнего звонка». Так что девять классов ее мама не закончила.

Отец ребенка - 20-летний Саша из Веселовского района. Саша вроде бы не против жениться, забрать Аню в дом своих родителей. Но она не хочет уезжать - хозяйство там большое, коровы.

«Как можно бросить свое дитя?..»

- Аня, а ты не хотела сделать аборт?

- Нет, что вы! Жалко же ребеночка. И мама моя не хотела. Зато папа и бабушка все время уговаривали. А мама объясняла, как правильно себя вести во время родов, как держать ребеночка, пеленать. Я рожать не боялась, только уже в самом конце чуть-чуть. Мама уже купила кроватку, колясочку, ванночку. Меня проведывал и Саша, и мои дедушка с бабушкой. Но нам отдавать ребенка не хотят, врач говорит: «Пусть твоя мама сначала протрезвеет», - потому что, когда мама пришла сюда в первый раз, она была выпившая. А так она сейчас не пьет и вообще хорошая...

Аня не может дождаться конца тягостного разговора, и я отпускаю ее поговорить через коридорное окно с мамой - та как раз пришла проведать.

- Знаете, - рассказывают Анины соседки по палате, - несколько дней назад в нашей палате женщина бросила ребенка. Мы потом обсуждали этот случай. Аня удивлялась: «Как можно бросить свое дитя? Она же его девять месяцев проносила!» Сама девочка хорошо ухаживает за Катей, так ласково с ней разговаривает. Любит!

«Аня вполне может вернуться в село»

Под окнами родильного отделения удалось побеседовать и с 34-летней Надеждой Николаевной, мамой Ани.

- Муж мой пьет, когда-то он сидел в тюрьме. Он был против этого ребенка. Как-то Аню так побил, что все лицо было синее, она в школу не могла ходить. За этот случай ему дали пять суток. Он вернулся и опять начал драться. Мы и убежали из дому... Дом в селе я еще раньше оформила на мужа, так что своего жилья у нас нет, ребенка нам с Аней не хотят отдавать. Может, хоть газета поможет мне забрать внучку?

Новоиспеченный дед тоже проведывал Аню в больнице, он от внучки не отказывается и даже якобы оформляет документы на опекунство. В надежде поговорить с ним я отправилась в село. Но дома у Денисенко никого не застала. Подробности непростой жизни семьи пришлось узнавать у соседки:

- Водка виной всему! Пили оба. Драки бывали. Вовка - не подарок, я его не защищаю, но человек он энергичный, редко сидит без дела. Надька работала и в теплицах, и на полях, в садах. В последнее время вроде остепенилась, пить меньше стала. И девчонки у них работящие. Огород зеленью засажен, так Анька с четырех утра на огороде на четвереньках ползает, и еду варит, и печку топит, и стирает! Анька крепкая, она меньшую, Вику, растила, пока родители мотались по заработкам. Она запросто и свое дитя поднимет! Есть в селе и Вовкина мама, внучек помогает растить: к учебному году одела-обула, купила книжки.

- Да нужен ли прабабушке этот ребенок? - сомневаются другие односельчане. - Она, конечно, молодая - лет пятьдесят с хвостиком, но не может же она всех их тянуть?

Анина одноклассница Маша говорит, что в селе давно приметили, как Аня ходила беременная.

- Училась Аня, конечно, не очень, в школу редко ходила, но подруги у нее были. Когда узнали, что она родила, решили собрать в классе деньги на распашонки, ползунки. Аня вполне может вернуться в село и жить здесь с ребенком.

Мамы всякие нужны

Да, рано повзрослевшая девочка многое знает об этой жизни. И вполне возможно, что у нее хватит силенок растить Катюшку. Но по закону школьница не имеет права быть мамой - у нее нет дома, профессии, денег, чтобы обеспечить нормальную жизнь малышу.

Оформить опекунство над ребенком готовы многие герои этой истории. Пока что и Катя, и Аня находятся в детской больнице. Возможно, финал этой истории будет хороший и Катюшка обретет дом, где ее будут любить. Но сколько вокруг других таких подростков, до которых нет дела их родителям! Девчонки-мамочки испытывают дикий стресс из-за перегрузок, навалившихся на организм, - и физических, и психологических. И даже если мамы-подростки возвращаются в свои зачастую неблагополучные семьи, будущее для них - это отчаянные попытки выжить, теперь уже с ребенком, среди ругани, пьянок и скандалов...