«Мама! Когда ты меня заберешь?»

Ножки тоненькие, животик большой»

- таким мальчика запомнили соседи по палате. Поступил он в больницу с массой серьезных болезней. Заведующая отделением Светлана Верховцева перечисляла долго: бронхит, глубокая анемия, нарушения в работе печени.

Сначала Коля лежал в отделении вместе с мамой. Но потом то ли ей надоело приглядывать за сынишкой, то ли появились более важные дела, но она ушла, даже навещать перестала. Сотрудники службы по делам несовершеннолетних за это подали в суд иск о лишении ее родительских прав. Доводы специалистов не убедили ни горрайонный, ни апелляционный суды. И так сирот в стране много. Решено было, что ребенок должен вернуться к маме.

А мама за ним не приходит. Нашлись добрые люди, которые оплатили диагностику и лечение малыша и продолжают шефствовать над ним. Он в тепле, сыт, одет. Но разве этого достаточно?

А тем временем…

Родители мальчика, по предположениям соседей, в бегах - якобы украли какие-то баки, их искали двое парней, угрожали расправой. Но девятнадцатилетняя Катя (все имена действующих лиц изменены), которую я чудом застала в Мелитополе, утверждает, что они с Димой, ее гражданским мужем и отцом малыша, на заработках. Именно в этот день они приехали и уже собирались уезжать. Тем не менее, Катя охотно согласилась рассказать о себе.

Вот ее версия событий. Когда Коля заболел, вызвали «скорую помощь», привезли его в больницу и положили в реанимацию. Первый раз родители купили лекарства на 100 грн., второй. А в третий отказались - денег не было. Тогда Катя взяла ребенка и ушла домой. Из службы по делам несовершеннолетних приехали и забрали Колю обратно в отделение. Потом Катя вновь унесла мальчика без разрешения: «Он уже не кашлял, здоровеньким был и веселым».

Однако здоровье Коли, по свидетельству врачей, еще внушало серьезные опасения. И мальчика снова вернули в больницу. Родители сначала навещали сына. «На день рождения, 15 ноября, - похвасталась Катя, - торт купили». А потом уехали, и полтора месяца от них не было ни слуху ни духу.

«Работаем в одном из сел Мелитопольского района на хозяина. На заработок не жалуемся: на двоих в день получается 140 грн. Мы готовы забрать малыша с собой. Но его не отдают! В службе по делам несовершеннолетних требуют справку об условиях жизни. Где мы ее возьмем? Постараюсь прописаться в Мелитополе, - говорит на прощанье Катя, - в доме Димы и его отца. Когда пропишусь, тогда и заберем Колю!»

Врачи не могут отдать ребенка в неизвестность

Получится ли у молодой мамы все так, как она планирует, неизвестно. А если в селе условия для жизни не годятся? Впрочем, трудно назвать их нормальными и в доме, где малыш до сих пор жил с родителями. Меня в дом не пригласили, но, по словам соседей, в нем неуютно: сырость, грязь, вонь. А раньше были пьянки, скандалы и драки. Недобрым словом вспомнили и мать Кати - ее тоже хотели лишить родительских прав. «Пила, - спокойно, без тени упрека подтверждает Катя. - Три старшие сестры жили в интернате, а мы с младшей оставались с ней».

Не назовешь благополучной и семью Катиного мужа. Мать оставила Диму на бабушку, когда он был совсем маленьким, и уехала в Россию. От кого здесь было учиться любить свою кровинушку? Зато есть откуда взяться росткам зла и обиды на весь мир, неоправданной жестокости. Соседи якобы видели, как Дима бил жену, заталкивал ее за собачью будку. А Катя убеждает, что они любят друг друга! И выйти рано замуж ее заставило большое светлое чувство.

В беседе с заместителем председателя квартального комитета выяснилось, что у Кати не только прописки, но и паспорта нет. Выходит, еще долго родным домом для малыша будет детская больница. Кстати, он, несмотря на долгое отсутствие родителей, не забыл их. «Едва появились, - с гордостью рассказывает Катя, - сразу бросился ко мне на шею!» Впрочем, врачи говорят, что точно так же малыш льнет и к совершенно чужим людям. Он так нуждается в материнской любви, внимании и ласке!..

Когда приедет мама?

Когда мама навестит Колю в следующий раз и приедет ли вообще? На этот вопрос сегодня нет ответа. Ребенок обречен на ожидание. И хорошо, если оно закончится хэппи-эндом и семья воссоединится. Никто не может повлиять на родителей, заставить маму вернуться. Государство может только лишить ее родительских прав и отправить малыша в детский дом или отдать на усыновление - если повезет и найдутся желающие. Но нужен ли всем нам такой финал этой грустной истории?

Детство в цифрах и фактах

В 2007 г. над 17 юными мелитопольцами установлена опека. В 2006 г. опекуны появились у 37 ребятишек.

В 2007 г. граждане Украины усыновили троих мелитопольских детей, специалисты службы устроили в интернаты 9 детей.

В 2006 г. - соответственно 2 и 2. В 2007 г. году специалисты службы инициировали 4 дела о лишении родительских прав. В стадии подготовки еще три материала.

В прошлом году в общей сложности зафиксировано 26 случаев лишения родительских прав.

На учете в городской службе по делам несовершеннолетних состоит 153 ребенка, которые нуждаются в защите - их мамы и папы не выполняют своих родительских обязанностей и за это были привлечены к административной ответственности.

С начала года специалисты службы обследовали условия проживания в 42 семьях. В итоге шесть ребятишек поселили в приют, двух направили в детскую больницу, одного - в областной детский дом.

В криминальную милицию по делам несовершеннолетних за пять месяцев 2007 г. поступило 52 материала на привлечение мелитопольцев к административной ответственности за уклонение от выполнения родительских обязанностей; 32 дела уже направлены в суд.

За 32 детьми, которые находятся под опекой, сотрудники службы в этом году сохранили жилье, то есть не позволили его продать.

По материалам Мелитопольской городской службы по делам несовершеннолетних.