Бизнес на доверчивости

«Поздравляю, вы не лох!»

Мобильные телефоны уже давно перестали быть роскошью. Более или менее дорогие «трубки» есть у бизнесменов, домохозяек и даже детей. Поэтому странно было бы, если бы возможности сотовой связи оставили без внимания мошенники.

Сегодня самый распространенный способ вымогания денег у доверчивых пользователей - сообщить, что они выиграли приз. Сценарий прост: на ваш номер приходит СМС с текстом «Поздравляем, вы стали победителем акции, и любая приобретенная вами карта пополнения счета увеличивает ваши шансы на выигрыш вдвое, втрое… впятеро! Справки по телефону…» Набираете номер - в ответ женский голос просит приобрести карту пополнения счета и сообщить ее номер. Каждый, кто пошел на поводу у мошенников, таким образом подарил оплаченный счет кому-то другому. Это типичный лохотрон, модификаций которого множество. Вы можете «выиграть» возможность получить бонус, дорогой мобильный телефон и пр. Но в любом случае расплатой будут продиктованные 14 цифр из ваучера.

Юрий уже не первый год занимается продажей ваучеров и скретч-карт для мобильных (Продажа мобильных телефонов), но участником «развода» стал впервые:

- Номер на истошно вопящем и вибрирующем мобильном не определялся. В ответ на свое «алло» услышал длинную тираду: поздравляю, вышли в финал, выиграли супертелефон, перезвоните… И ведь знаю же, что это ловушка для любителей халявы, но решил перезвонить для интереса. Номер принадлежал одному из украинских операторов, ответили мне практически сразу и начали «обрабатывать». Рассказали о возможностях «моего» телефона, поздравили и плавно перешли к нюансам. Мол, для того, чтобы забрать выигрыш, я должен заплатить налог, который составляет 20 проц. стоимости телефона. Но чтобы это не было накладно, я могу возместить НДС скретч-картами. Благодаря работе использованных карт у меня бесконечное множество, поэтому решил попытать счастья. По просьбе «разводчиков» назвал сначала штрих-код, потом пятую и седьмую цифры секретного кода, потом третью... и так незаметно для себя остальные. Потратил на это занятие полчаса и семь скретч-карт, а потом мне надоело изображать овечку и я высказал ребятам на том конце провода все, что о них думаю. После некоторой паузы в ответ последовало: «Поздравляю, вы не лох!» Вот такая история. Хорошо, что звонил с безлимитного телефона, иначе еще и за разговор пришлось бы выложить кругленькую сумму.

«Письма счастья»

Еще один беспроигрышный способ обмануть доверчивых граждан - отправить по почте письмо с обещанием суперприза. Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни получал яркие конверты от издательства «Ридерз Дайджест» или компании «Постмаркет». Из конверта высыпается множество цветных вкладышей, всевозможных бумаг, в которых сказано, что получатель письма стал финалистом ежегодного розыгрыша призов и может выиграть крупную денежную сумму или того больше - автомобиль. Издательство «Ридерз Дайджест» готово вручить «победителю» ни много ни мало 125 тыс. грн., только для этого надо купить книгу «Домашний доктор» стоимостью 89 грн. К письму прилагается красочная брошюра с анонсами к книге, где сказано, что в этой суперсовременной энциклопедии собраны советы на все случаи жизни от известных американских врачей. Из книги можно узнать, как унять боль усилием воли или почему никогда не следует покупать цветную туалетную бумагу и т. п.

Среди прочих присланных бумаг читатель находит и два конверта для ответа с формулировками: «Да, я хочу получить приз. Для этого я заказываю книгу «Домашний доктор» и «Нет, я не хочу получить выигранный мной приз, и прошу передать его другому лицу». Скажите, кто способен отказаться от уже выигранного приза, да еще и добровольно передать его в чужие руки? Вот здесь и искушение. Бегом к почтовому ящику с заказом на книгу, ведь в уголке одной из бумажек есть приписка «Любое промедление уменьшает шансы на победу»!

Итак, вы покупаете книгу, потом получаете письмо, где сказано, что необходимо приобрести еще одну, затем еще две… а еще позже узнаете, что приз вы не получите, так как письмо свое отправили не во- время. Вот он, отличный способ сбыть товары, которые залежались на полке!

«Алло, я жду вашего звонка!»

Все чаще, переключая каналы, мы натыкаемся на online-телепрограммки, где обаятельные девушки призывают выполнить нехитрое задание, позвонить по указанному телефону и выиграть деньги. Так, в «Утреннем выигрыше» на СТБ очаровательная блондинка предлагает посчитать сердечки на двух игральных картах червовой масти, найти отличия на двух фото, узнать знаменитость по отдельной части тела, составить слово из предложенных букв… а потом просто позвонить, назвать правильный ответ и получить гарантированный приз, да еще, если повезет, сорвать немалый джек-пот. Казалось бы, задания элементарные, телефон рядом - звони, но почему-то так мало желающих заработать. Или это только кажется?

Расставим все точки над «i». Задания действительно плевые, с ними запросто справится и первоклассник. Дозвониться по указанному номеру тоже просто - никаких коротких гудков, оператор принимает вызов и просит подождать: «Вы ведь видели правила в нижней части экрана - если вы находитесь на линии более 30 секунд, значит, вы принимаете правила игры». Только обещанные секунды затягиваются на 10, а то и 20 минут, и совсем не факт, что после столь длительного ожидания вы получите возможность сыграть в прямом эфире. Вот так вы пустили на ветер полчаса своего драгоценного времени.

А теперь посмотрите еще раз внимательно на экран. Что там мелким шрифтом? Сколько-сколько стоит минута разговора? Да-да, вон там внизу… Пять гривен, говорите? Ну, что ж, поздравляю, на ветер улетела еще и кругленькая сумма...

Советы от «МВ»

Наказать почтовых мошенников очень сложно. Для связи они указывают не свой реальный адрес, а абонентский ящик. Это равнозначно письму «на деревню дедушке».

НЕ ОФОРМЛЯЙТЕ ЗАКАЗ, если в качестве своего адреса продавец указывает абонентский ящик!

Чтобы не стать жертвой «мобильного развода», ПОМНИТЕ:

операторы никогда не проводят акций, для участия в которых необходимо предоставить скретч-карты;

компания не будет просить абонента перезвонить ей по платному телефону, номера информационных центров операторов всегда бесплатные;

операторы не высылают абоненту SMS со своего интернет-сайта - для этого есть специальные сервисные номера.