СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЯГОДА

Для мелитопольцев началась горячая пора сбора урожая черешни-кормилицы. Удастся ли в этом году заработать на сладкой ягоде?

Требуются рабочие руки

Как рассказал директор ОПХ «Мелитопольское» Юрий ЕРЕЩЕНКО, с 29 мая идет сбор черешни в садах первого отделения хозяйства, расположенного на микрорайоне.

Здесь планируется собрать более 600 тонн ягоды. Работы в саду будут продолжаться до 1 июля. 4 июня к работам по сбору урожая приступили на отделении в пос. Фруктовое, на очереди - сады второго отделения ОПХ в районе ул. Крупской. В этом году урожай планируется в три раза больший, чем в прошлом: более тысячи тонн сладкой ягоды.

По словам Ю. Ерещенко, хозяйству требуются рабочие руки. Из тех, кто обращается к семи утра в конторы отделений, формируются звенья и бригады. Условия для работников созданы нормальные, все приспособления для сбора черешни выдаются на месте. Начинающим сборщикам советуют брать с собой несколько бутылок питьевой воды - жара в этом году негативно влияет на людей.

ОПХ «Мелитопольское» платит 1 грн. за килограмм собранной черешни. Расчет производится ежедневно. По словам Ю. Ерещенко, даже начинающие сборщики зарабатывают в день в среднем 35-40 грн., а опытные мастера-сборщики получают до 80-100 грн. Так что возможность заработать на сборе сладких плодов, считает директор ОПХ «Мелитопольское», у мелитопольцев есть. Хозяйство приглашает работников. Узнать подробности условий труда и оплаты на первом отделении можно по тел.: 5-40-88, 43-15-85. Если вы живете ближе ко второму отделению, звоните по тел. 43-03-22.

Удастся ли продать?

С началом июня мелитопольские рынки резко оживляются. Многие горожане и сельчане именно с черешней связывают возможность улучшить свое благосостояние. Собирают ягоды все - от школьников до пенсионеров. Вот только удастся ли реализовать весь выращенный продукт и по какой цене?

В городе мест для торговли хватает

- Частникам торговать черешней в Мелитополе можно на любом организованном рынке, - разъяснила начальник отдела по вопросам предпринимательской деятельности горисполкома Антонина ТИМОШЕНКО. - Для этого не нужны никакие особые документы. Достаточно отправить свой продукт на исследование в лабораторию ветсанэкспертизы, которая есть на каждом официальном рынке. Лаборатория выдаст документ о проверке, продавец заплатит местовое, вот и все - торгуй на здоровье. Для ОПХ «Мелитопольское» мы по традиции определили четыре точки, на которых все лето будут торговать фруктами с машин.

«Черешневые поезда» ушли в прошлое

Но большинство мелитопольцев предпочитают продавать черешню не в розницу - килограммами, а оптом - ведрами. Вечером и в выходные не зарастает тропа на два рынка, которые расположены на южном и северном въездах в город. На машинах, велосипедах, тачках или на своих двоих народ тащит черешню. Ряды лотков превращаются в одно большое ярко-красное море.

- Раньше мой муж с товарищем каждый год ездил в Россию, - рассказывает Светлана, - загружали в вагон по три-четыре десятка коробок. Торговали в Москве, Твери. А сейчас нам в Россию путь заказан. Это бизнес, в котором крутятся большие деньги. Поэтому мы вынуждены сдавать свой товар перекупщикам, считаю, за копейки.

- Рыночные ряды, расположенные на северном и южном въездах в город, находятся на районной земле, - рассказывает начальник отдела предпринимательства, малого и среднего бизнеса Мелитопольской райгосадминистрации Нина ВЕРШКОВА. - Точнее, на землях Новенского и Семеновского сельсоветов. Землю арендуют у района частные предприниматели - Сергей Ладюков и Александр Ли. Именно они установили лотки, следят за порядком, благоустройством, собирают местовое и т. д. Но это сезонные рынки. Круглогодичных рыночных рядов, которые сейчас тоже завалены черешней, в районе пять - в Константиновке, Терпенье, Новобогдановке, Мирном и Вознесенке.

Хочешь торговать в России - собирай документы

Для того чтобы вывезти черешню в Россию, нужно всего три документа, разъяснили нам в пункте по карантину растений. Зато каких! Надо быть зарегистрированным как предприниматель, иметь договор с представителем российской стороны (фирмой, частным предпринимателем - разницы не имеет) и карантинное разрешение, которое выдается Российской федеральной фитосанитарной службой. Вот в этом разрешении и есть загвоздка. Весь пакет документов стоит приличных денег и получить его под силу только оптовым торговцам, которые возят не коробками, а грузовиками.

По словам ведущего специалиста пункта Натальи АКИНЖЕЛЫ, согласно Закону Украины «О карантине растений», все лица, которые занимаются выращиванием, транспортировкой и т. д. растительной продукции, должны быть зарегистрированы в карантинной инспекции, иметь выписку из реестра о регистрации как предприниматель. В этом случае инспектор пункта может выйти в сад и выдать свое заключение. Но многие предпочитают не возиться с разрешениями, а сдавать черешню перекупщикам на корню.

А как же цены?

Самая дешевая - ранняя мелитопольская. За нее на рынках перекупщики дают от силы 1-1,5 грн. «Козырного» «Валерия Чкалова» можно сдать за «трояк», а то и «пятерку» за килограмм. В Киеве килограмм черешни стоит 12-15 грн.

- Берем черешню от гривни до шести, в зависимости от сорта и калибра, - делится секретами скупщик Николай. - Но тут, как и в любом бизнесе, можно пролететь: или черешня загниет, или купишь по более высокой цене, чем продашь. А где-то и рынков толком нет, одни супермаркеты. Все медленно, но уверенно движется от рыночной торговли в сторону больших магазинов. Сейчас вся Украина завалена черешней. Большой урожай нам не на руку - цены падают. Но хорошая крупная ягода всегда найдет своего покупателя. Мы с напарником возим черешню в Харьков, хлопцы-соседи - на Киев, Полтаву, Донецк. Западная Украина отоваривается уже в Киеве. Наших мелитопольских, запорожских ребят везде полно. Говорят, только в Харькове стоит 30 машин.

Жаль, что нам зарубили путь в Россию. Путин свой товар хочет продавать, а не иностранный. Выгнал азербайджанцев с рынков, фактически закрыл дорогу нашей черешне. К тому же россияне наслышаны о Новобогдановке, поэтому боятся брать мелитопольскую ягоду.

Как бы не жаловались мелитопольские торговцы и перекупщики, если народ возит черешню - значит, это выгодно. Обидно, что простые садоводы получают копейки за свой труд. Зато населению раздолье - большой выбор, приемлемые цены. Вполне можно садиться на черешневую диету этак до конца июня, а там, глядишь, и вишня, абрикос пойдут.

Интернет-актив

Тема этой подборки нашла отклик и на форуме интернет-сайта mv.org.ua

Понедельник, 4 июня. «Уважаемые мелитопольцы! Я, конечно, понимаю, что для вас черешня - второй хлеб. Но будьте благоразумны и не вдавайтесь в крайности. О чем это я? Рассказываю...

Сегодня в Харькове на оптовом фруктово-овощном рынке творилось нечто. В отсутствие достаточного спроса на черешню и при наличии черезмерного предложения цена на черешню просто рухнула с 9,00 до 4,50. Но и понижение цены не стимулировало спрос. У большинства ягода просто сгорела к полудню. Ужасная картина, когда шикарную черешню выбрасывают тоннами на мусорник...»

Понедельник, 4 июня. «Народ, сердце кровью обливается, читая это. Я вчера в Минске покупал 200 граммов черешни сыну по 6 долларов кг - это 30 грн. за кг. И это была не самая низкая цена!»

Перенести рынок и освободить трассу - забота городской власти

Мимо так называемых «черешневых» рынков на северном и южном выездах из города приходится даже не проезжать, а протискиваться сквозь скопление машин, людей, тары и ведер. Пробки здесь - обычное дело, хотя на трассах стратегического значения, каковой является трасса Симферополь - Харьков, их не должно быть. Как навести здесь порядок?

- На этом участке дороги есть дорожные знаки, разметка, то есть движение организовано в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, - говорит заместитель командира взвода дорожно-патрульной службы по обслуживанию Мелитополя Игорь ЕРМАЛЮГА. - Но водители эти правила не выполняют. Постоянных постов здесь нет, но каждый час наши наряды приезжают на эти рынки, оформляют протоколы, призывают водителей освободить проезжую часть. Если водитель находится в машине, мы привлекаем его к ответственности. Наказание, правда, символическое - предупреждение либо штраф от 3,4 до 8,5 грн. А закона, который разрешал бы нам грузить машины на эвакуатор (грузоперевозки) и отвозить на штрафплощадку, нет. Оптовый рынок не должен располагаться в непосредственной близости от трассы, его давно надо перенести метров на двести и организовать площадку для загрузки товара. А это - прямая забота местной власти.

Торговля у поездов запрещена

О том, что в Мелитополе наступил черешневый сезон, знают все, кто проезжает мимо нашего города на поезде. Торговки с ведерками особенно спешат к московскому поезду - россияне всегда не прочь отведать южной ягоды. Мешает процессу торговли транспортная милиция.

- Торговля на перроне любыми продуктами запрещена, - говорит замначальника линейного отдела милиции на ст. Мелитополь Юрий АНИСИМОВ. - Сотрудники милиции каждый день составляют 12-15 админпротоколов в отношении торгующих. За торговлю в неустановленном месте суд может оштрафовать на сумму от 17 до 139 грн. Патрулировать перрон и прилегающую территорию в этом году милиционерам помогают бойцы батальона милиции. А что касается массового перевоза черешни по железной дороге, то это уже в прошлом. Провезти черешню можно в количестве не более 30 кг на человека.