Безусловное преступление с очень условным наказанием

В редакцию «МВ» обратилась жительница Мелитополя Алла Васильевна Буряк. Ее пожилая мать, как и еще пятеро стариков, три года назад стали жертвами мошенницы. Жительница Мелитополя обманула пожилых людей и смогла уйти от наказания.

- Все и началось с того, что президент по телевизору пообещал ветеранам добавить к пенсии по 200 грн. Однажды декабрьским днем в квартиру к моей маме пришла женщина и представилась соцработником. Она сказала, что принесла заветные 200 грн. к пенсии. Старушка впустила незнакомку, которая вручила ей поддельную 500-гривневую купюру, а на сдачу получила подлинные 300 грн. Увидев, где у моей матери лежат деньги, мошенница украла у нее все сбережения, в общей сложности 2 тыс. грн. Согласно приговору суда, моя мать должна была получить 2 тыс. грн. материального и 5 тыс. грн. морального вреда. Выплатила осужденная перед рассмотрением дела в апелляции только 1,5 тыс. грн. Госисполнитель заявляет, что у осужденной нет имущества, которое можно было бы описать и продать.

Выходит, женщина обманула шестерых стариков, признала свою вину, но получила условный срок, так как имеет двух несовершеннолетних детей - а старики так и остаются без денег. Все чиновники разводят руками, а осужденная живет припеваючи и даже неофициально работает. А мне, чтобы представлять интересы своей матери и общаться с чиновниками, пришлось потратить 400 грн. на оформление нотариально заверенных доверенностей. Где справедливость?! Теперь я на собственном опыте поняла, насколько в нашей стране несовершенная судебная система и как трудно бороться за свои права.

Мошенница похищала у пожилых людей не только деньги, но и драгоценности. По делу проходили шесть потерпевших, хотя, когда приговор вступил в законную силу, в живых остались не все. Суммы ущербов у стариков составляли от 2 до 7,5 тыс. грн. Как ни странно, но еще на этапе досудебного следствия в материалах дела появились заявления стариков, которые не имеют претензий к осужденной. А милиционеры задержали псевдосоцработника по странному стечению обстоятельств. Когда сама виновная обратилась за помощью в милицию по поводу кражи, снятые отпечатки пальцев в ее жилище выдали мошенницу.

Иски заявляли только двое пострадавших, совокупный ущерб составил 1,5 и 7 тыс. грн. Мелитопольский горрайонный суд два года назад признал женщину виновной в кражах и мошенничестве, приговорил ее к пяти годам лишения свободы с испытательным сроком три года. Запорожский апелляционный суд, куда с жалобой обратилась осужденная, в мае 2011 г. оставил приговор без изменений. Когда дело дошло до исполнителей, одна из заявительниц умерла, а права второй до сих пор отстаивает дочь.

В биографии задержанной оказалось еще пять судимостей за аналогичные преступления. Три раза женщина отбывала реальные наказания, в местах лишения свободы провела всего 9,5 года, раз была амнистирована. Суд дважды выносил решения о конфискации ее имущества.

В Мелитопольской горрайонной исполнительной службе производство о взыскании задолженности в пользу матери Аллы Буряк закрыто, так как исполнитель не нашел у должницы ликвидного имущества или другой недвижимости.

Корреспонденту «МВ» удалось по телефону связаться с осужденной. Вспоминать о своем прошлом женщина не хотела. Она призналась, что осознала свою вину, но вместо 7 тыс. грн. смогла выплатить только 1,5 тыс. Женщина воспитывает двоих несовершеннолетних детей в возрасте 5 и 11 лет и с большим трудом смогла найти заработок.

От редакции

Требовать или нет возмещения ущерба - дело каждого человека. Подсудимые в большинстве случаев пытаются хотя бы частично погасить ущерб (иногда просто откупиться от пострадавшего), чтобы в суде это было засчитано как смягчающее вину обстоятельство. Ситуация, когда у виновного нет денег, чтобы выплачивать ущерб, достаточно распространенная. Нередки случаи, когда человек, попавший под следствие, имеет имущество, но к моменту рассмотрения дела в суде он уже нищий. А следственные и иные государственные органы не слишком хлопочут о защите потерпевших.