Спасение Молочного лимана: начаты подготовительные работы

С визитами на промоине, соединяющей лиман с морем, побывали практически все главы Запорожской облгосадминистрации и облсовета, различные министры, однако на состоянии лимана их визиты никак не отразились. Из-за отсутствия нормальной связи с морем лиман продолжает пересыхать, а соленость этим летом местами достигала 60 промилле, а в районе Кирилловки - даже 90 промилле. Лиман уже утратил свое значение как колыбель пиленгаса. Еще немного и он будет безвозвратно потерян для Украины (и всего мира, поскольку наш лиман является водно-болотным угодьем международного значения). В Приазовском национальном природном парке надеются, что это не произойдет.

В конце октября начаты работы по строительству подъездной дороги к месту, где будет восстановлена промоина. Как сообщил директор Приазовского нацпарка Олег Елисеев, проект гидрологического сооружения, который позволит постоянно наполнять лиман морской водой, разработанный государственным институтом «Укррыбпроект», в настоящий момент находится в Киеве на утверждении. В парке надеются, что работы по реализации проекта начнутся уже в следующем году.

Пока же строится дорога. По ней пойдут многотонные грузовики с необходимыми стройматериалами для возведения будущих защитных сооружений. На строительство дороги и разворотной площадки из госбюджета выделены отдельные средства - почти 1 млн. грн. Общая же стоимость расчистки промоины и строительства берегозащитных сооружений составляет около 40 млн. грн.

Как сообщил директор ПНПП, в районе прежней промоины будут возведены два защитных сооружения. Их ширина будет 4 м, а длина - 150 и 160 м каждая. В итоге соединительный канал наполнится морской водой на глубину до 2 м, а ширина канала составит 100 м. Более того, сооружения гарантируют, что соединительный канал не будет заносить песком при любом направлении ветра. - Киевский институт дает гарантию, что 60 лет чистить промоину не понадобится, - говорит О. Елисеев.

Стоит также отметить, что начальник научного отдела парка Наталья Барабоха сообщила, что на данный момент по дну лимана можно проехать на машине: - Если пару лет назад береговая линия отходила только на 200-300 метров, то сейчас мы фиксируем, что она отступает на 700-900 м. Это свидетельствует об экологической катастрофе.

Страдает от нынешнего состояния лимана и значение Приазовья как рекреационной зоны, ведь детские центры, где ранее оздоравливались тысячи детей, сейчас в полуразрушенном состоянии. Поэтому восстановление лимана необходимо начать как можно быстрее, чтобы вернуть водоему промышленное и рекреационное значение.