Мелитопольщина проголосовала без сенсаций, но с неожиданностями

Неверие как новый образ мышления?

Большинство избирателей округа, похоже, не верит, что их голоса что-то значат. Это в Союзе мы дружно, с явкой за 90 процентов, голосовали за единого кандидата нерушимого блока коммунистов и беспартийных. В Средней Азии, в Беларуси, в российских Чечне или, к примеру, Калмыкии и сейчас голосуют примерно так же. А в Европе избиратели не рвут сердце: за кого ни проголосуй, все более-менее благополучно, так что и пятидесятипроцентная явка считается нормальной.

Так что, мы Европа? Едва ли: у нас чуть ли не каждые выборы именуют судьбоносными. Но люди-то не слепые и видят: голосование большинства нардепов по указке из президентской администрации, бессилие меньшинства и буйство единиц на нашу судьбу влияют крайне мало. Депутаты практически всех уровней смирились со своим безвластием, в лучшем случае они заботятся о себе и жителях округа, чаще - только о себе. Вот явка и падает: избиратели ощущают себя чужими на депутатском празднике жизни.

В Мелитопольском округе низкой явке способствовали три дополнительных фактора. Во-первых, многочисленные скандалы (последний - утром в день голосования) отталкивали избирателей от участков: ваш цирк - вот и будьте клоунами сами. Во-вторых, с 2002 г. пирамидами имени Василия Хмельницкого людей приучили голосовать «не за так», а нынче ожидаемого от богатенького провластного кандидата граждане не получили и многие решили: проголосуем так, как вы нам заплатили. В-третьих, дождь во второй половине дня 28 октября смыл у многих намерение проголосовать попозже. Так что не начнись «плановый» подвоз избирателей на участки во второй половине дня, явка была бы еще ниже.

Партии с тормозами и без локомотивов

Партия регионов лидирует уже не первые выборы. На сей раз традиции помогали реальные успехи власти в городе и в некоторых селах, а также админресурс, мешали - очевидная несостоятельность районной власти и небесспорный выбор кандидата. По сравнению с областными показателями результат неплохой, но былой гегемонии у «регионалов» уже нет, а лидерство по интенсивности поддержки ПР перешло к 81 округу, во многом благодаря лидерству Артема Пшонки - об этом на странице «Выборы в регионе».

Коммунисты прибавили «вследствие ухудшения выше обычного нужды и бедствий трудящихся масс» (как писал в свое время Ильич). Им бы местных лидеров - помоложе и поактивнее, а вождя - поубедительней в политическом плане и поскромнее - в личном. А то ведь на словах КПУ за народ, а при голосовании в Раде - все больше за ПР.

Объединенная оппозиция могла бы набрать больше, будь она и вправду объединенной. Да и выбор местного кандидата внушал подозрения в продаже нашего округа партии власти. Внезапное появление новичка в политике, зато наемного работника кандидата от ПР, и отсутствие в ее действиях жесткой оппозиционности потенциальных симпатиков не воодушевляли. «УДАР» власть «прессовала» больше других. Против их областного лидера возбудили уголовные дела, мелитопольского кандидата убедили сняться (как и его старшего партнера по бизнесу, «самовыдвинувшегося» на Киевщине), а районный «лидер» внезапно прозрела и выступила с саморазоблачением. Но результат все же пристойный. А если бы Виталий Кличко, посещая область 20 октября, вместо визита в село Московку с несколькими сотнями избирателей провел в Мелитополе такой митинг, как в Запорожье, - голосов было бы намного больше.

«Свободовцы» работали на энтузиазме, набрали немного, но динамика для них явно положительная. Им бы денег да внятной адаптации национал-патриотических идей для русскоязычного округа.

«Украина - Вперед!» стала самым большим разочарованием выборов. Причем лидеры ее областной и мелитопольской организаций разочаровались уже тогда, когда узнали про 37 место Сергея Желева в списке. Два визита Наталии Королевской в Мелитополь отклика в массах не вызвали.

Кандидатские максимумы и минимумы
Результат Евгения Балицкого удивил. Неужто его рейтинг и вправду выше, чем у ПР? Едва ли. Более вероятным представляется вот какое объяснение. Партия власти - это не только бонусы от реальных успехов и админресурса, но и потери от неизбежных неудач и негатива конкретных бессовестных и/или безмозглых чиновников. Так вот, партия на кандидата работала - от его присутствия на мероприятиях и в рекламе ПР до подвоза симпатиков автобусами 28-го. А вот чем он помог партии - можно лишь догадываться. Наверное, Е. Балицкий продолжит точечную благотворительность с освещением ее в СМИ. А вот сможет ли он добиться для округа бюджетной справедливости и будет ли конструктивно работать с местной властью, как обещал на выборах, - покажет время.

Второе место Владимира Коротуна выглядит двояко. С учетом его настроя на победу - это скорее неудача. С учетом работы без опоры на партструктуру, без собственных медиа и без больших денег - это явный успех. Сможет ли В. Коротун развить его, пойдет по пути общественной активности или найдет себе партию - покажет время.

Третье место Олега Иванкевича - скорее закономерность. Если бы он полностью «собрал» симпатиков КПУ и иных левых, результат был бы много лучше. Но поддержки со стороны партруководства кандидат, похоже, не имел. Возглавит ли он мелитопольских коммунистов и активизируется ли их работа - покажет время.

Марина Самбур стала четвертой благодаря партийному бренду и отчасти провокации против В. Коротуна 28 октября. Подчеркнем: едва ли она - организатор этой пакости, но факт имел место. Будет ли она после выборов в политике и в оппозиции к власти или просто вернется к исполнению служебных обязанностей - покажет время.