Если папа не хочет платить алименты - принудить его к этому проблематично

«Не хочу брать грех на душу»

Светлана разошлась с мужем, когда дочери было 12 лет. Добровольно поддерживать ребенка материально бывший супруг не хотел, пришлось подавать на алименты. Суд в октябре 2006 г. назначил ежемесячный платеж на содержание дочери в размере 30 проц. от минимального прожиточного минимума. Однако денег женщина так и не дождалась.

«Андрей, - поделилась женщина, - уехал из нашего города, но в Мелитополе живут его родители. Номер их стационарного телефона, а также мобильного бывшего мужа я сообщила государственному исполнителю.

Но мер никаких не дождалась. Денег - тоже!

Мне предложили написать заявление о розыске бывшего мужа. Я отказалась - не хочу брать грех на душу. Ведь я не преследую цель упечь человека за решетку. Но деньги, конечно, не были бы лишними.

Могу ли я надеяться на погашение задолженности за все годы? И что мне для этого необходимо делать? Действует ли здесь срок давности? Кто должен подсчитать задолженность и как? Почему на розыск отца-алиментщика должна подавать я, мама, а не государственный исполнитель?

Дочери в апреле исполнилось 18 лет. Но она учится в вузе. Слышала, что в этом случае алименты на ее содержание тоже полагаются. Так ли это?»

История, о которой рассказала Светлана, по нынешним временам типичная. Каждый второй мужчина, покинувший семью, забывает о своем долге заботиться о собственном ребенке. Чем здесь может помочь горрайонная исполнительная служба?

Туда я и отправилась за ответами на вопросы, которые волнуют мою собеседницу и, думаю, многих других женщин, оказавшихся в подобных ситуациях.

Безответственность

После обсуждения проблемы с заместителем начальника горрайонной исполнительной службы Натальей Чубовой, госисполнителями оптимизма у меня заметно поубавилось. Андрея можно было бы за неуплату алиментов привлечь к уголовной ответственности. Но этого не случилось. То ли госисполнитель не решился подать представление в горотдел милиции, то ли там на него не обратили внимания.

Не исключается ни один из этих вариантов.

А вот за задолженность уголовная ответственность не предусмотрена. В этом случае должник отвечает перед взыскателем своим имуществом (при условии, что долг превысил 10 минимальных зарплат). Но если нет, то госисполнитель ничего не сделает, а ребенок останется без материальной поддержки.

В нашем случае на должнике числится часть (одна пятая) квартиры. Если ее и выставят на продажу, вряд ли отыщутся желающие купить. Андрей не был объявлен и в розыск, хотя фактически скрывается от алиментов. Это явное упущение государственного исполнителя. Он сам, естественно, не занимается розыском должника. Но обязан составить акт, что алиментщик не проживает по адресу, указанному в решении суда, обратиться с запросами в паспортные отделения, написать представление в суд об объявлении в розыск. На каком этапе эта ниточка оборвалась, сказать трудно.

А еще госисполнитель обязан спрашивать взыскателя о должнике. Оказывается, существует судебная практика, когда в объявлении в розыск Фемида отказывает, если нет заявления от женщины (а вдруг она знает, где живет должник).

Чтобы не было неясностей

Остается добавить, что алименты взыскиваются с момента подачи иска в суд. Если ребенок достиг совершеннолетия, но учится, алименты автоматически не начисляются, нужно решение суда. Расчет платежа при открытии исполнительного производства - обязанность госисполнителя. А затем это делается лишь по заявлению взыскателя. Не согласны с суммой? Спор решается в судебном порядке.

Чтобы ускорить поиск алиментщика, советуют принести в исполнительную службу его идентификационный код. Но где его взять, если человек скрывается? Или вообще не работает? Номер мобильного телефона может помочь, но в исключительных случаях. На звонки незнакомцев должники, как правило, не отвечают.

Вот, как говорится, и приехали. Получается, рассчитывать Светлане и ее подругам по несчастью (их в городе и районе около трех тысяч) не на что и не на кого. Если отцы не хотят заботиться о своих детях, то государство в лице исполнительной службы к этому их вряд ли принудит.