Влюбленные в небо

Транспорт будущего

«Свернете с трассы, проедете немного и сразу нас увидите», - напутствовал по телефону президент клуба «Полет» Александр Шиян. И действительно, через пару сотен метров в поле мы увидели указатель направления ветра – первое, что появляется в любом месте сбора авиаторов. Но особое внимание сразу же привлекло яркое крыло мотодельтаплана - сверхлегкого летательного аппарата, оснащенного мотором. Очертания крыла напоминают четвертую букву греческого алфавита «дельту». Отсюда и общепринятое название.

Небольшой и очень хрупкий по виду этот летательный аппарат особенно ненадежно, как будто игрушечно, смотрелся на фоне низких серых туч, из которых грозил вот-вот хлынуть ливень.

-Не опасаетесь, что погода подпортит вам встречу? - интересуюсь у А. Шияна.

- Не испортит, - уверенно отвечает он, - дельтапланам дождь не страшен.

Оказывается, мотодельтаплан обладает удивительными для такой небольшой машины техническими характеристиками: может развивать скорость около 140 км/час, подниматься на высоту более 3,5 тыс. метров, выдерживать вес до 500 кг (включая вес пилота, конечно) и преодолевать немалые расстояния, в зависимости от объема топливного бака. Например, на мотодельтаплане А. Шияна вполне можно без дозаправки слетать за Запорожье к друзьям.

Так, может, мотодельтаплан и есть «транспорт будущего», на котором без пробок и проблем (а также в обход ГАИ) можно будет добираться в гости и на работу?

Летают даже моряки

Сейчас в клубе состоят полтора десятка владельцев летательных аппаратов. И большинство из них в прошлом были связаны с авиацией.

- Я летаю очень давно, - рассказывает президент «Полета», - еще в армии служил в авиации в группе советских войск в Германии, в 337-м отдельном вертолетном боевом полку. Но раньше увлечься небом было очень просто – журналы вроде «Юного техника» давали возможность не просто рассматривать авиатехнику, но и самому собирать модели различной сложности. Так что свою машину я могу сейчас разобрать по винтику. Собрать и разобрать свой двухместный мотодельтаплан может и инженер Станислав Тышкевич, который восстановил машину недавно, но летает с 1987 г.

- Мечтал летать, как и все мальчишки, - говорит С. Тышкевич. - Главное, чтобы было сильное желание, но важны и способности: как не каждому дано быть певцом и художником, так не каждый может быть летчиком.

С. Тышкевич рассказывает, что очень многие знакомые просят покатать их на мотодельтаплане, правда, как только доходит до дела – пасуют, пугаются.

- Но, в общем, в небе, как в бане - все равны, независимо от социального положения, материальных условий, и места работы, - говорит А. Шиян, - в нашем клубе летают даже моряки.

Это всеобщее равенство очень хорошо заметно во время сборов, когда, например, приличного вида мужчина средних лет самозабвенно толкает мотодельтаплан и выполняет другую вспомогательную работу, потому что «молодой еще, только постигает азы увлечения».

Жаль, что любовь к небу некому передать…

Ежегодные сборы так важны для членов мелитопольского клуба еще и потому, что больше им встречаться негде – в городе не оказалось места для размещения клуба. Ведь авиаторам нужен не только офис, но и ангары, где можно было бы хранить и ремонтировать технику, держать запчасти к летательным аппаратам. А там глядишь, появилась бы возможность популяризировать этот вид спорта среди детей и молодежи города.

- Обидно, что такая сильная школа любительской авиации, как в Мелитополе, не имеет последователей, - говорит А. Шиян, - а ведь среди небольших городов Украины лишь в двух есть авиатехнические спортивные клубы. Один из них - наш «Полет», который был зарегистрирован в1989 году в ДОСААФ, но неофициально существовал еще с начала 1980-х.

Тогда строились новые мотодельтапланы, авиаторы принимали участие во всесоюзных и республиканских соревнованиях, занимали призовые места. Члены клуба снимались в фильмах, порой летая в очень сложных условиях, а также постоянно участвовали в праздниках.

Но развал Союза не обошел стороной и клуб «Полет», авиаторам пришлось опять вернуться в гаражи. Новый этап развития малой авиации в городе наступил с 2002 г., но пока все владельцы дельталетов обитают в гаражах, посмотреть на технику друг друга да и встретиться могут только вот на таких сборах.

- Воздухоплавание, как сказал один мудрый человек, - второй кайф после женщины, напишите об этом, - поспросил парапланерист Андрей.

Глядя на восторг взрослых солидных мужчин, глаза и сердца которых устремлены только в небо, в это охотно верится!

Кстати

Пилоты легкой авиатехники (мотодельтапланов, легких самолетов) выполняют и общественно-полезные функции. Так, например, члены авиаклуба «Полет» по инициативе Александра Шияна сотрудничают с Мелитопольской орнитологической станцией – с высоты нескольких сот метров делают съемки дельты Молочного лимана и других территорий, важных для биологов.