Когда в своей квартире не хозяин

Квартирант забыл о порядочности

Василий Михайлович в 1999 г. остался один в трехкомнатной квартире. Жена умерла. Оба сына живут в России и отца навещают, лишь когда направляются на отдых в Крым и возвращаются оттуда. Через четыре года одинокой постылой жизни ветеран решил впустить в одну из комнат квартиранта. Не ради денег - пенсия у него приличная. Чтобы было с кем поговорить, попросить передвинуть мебель и т. д. Сам-то без ноги - потерял на фронте.

Подходящего, на первый взгляд, кандидата в жильцы привела старшая по дому. Мужчина солидный, 1941 года рождения, общительный, по виду интеллигентный, располагал к доверию. Документы у него хозяин не спросил, постеснялся. Никаких договоров заключать не стал. Мол, живите, а там посмотрим. О своем поступке В. Дрогалов пожалел почти сразу: «По телефону он столько наговаривает, что, того и гляди, отключат за неуплату за междугородные переговоры,- сетует Василий Михайлович - Мне нужна помощь по хозяйству, и такую женщину я нашел, но пока квартирант здесь, она поселиться не может».

Вот уже три с половиной года просит хозяин Валерия Жердева освободить комнату. Тот обещает и… не уходит. Почему? В ответ на этот вопрос Валерий Васильевич, назвав себя умнее и тактичнее (хозяина. - А. К.), рассказал чуть ли не всю историю своей жизни, нанизывая одну на другую свои проблемы. И обвинил в них политиков, которые развалили Союз.

«Мне лишние хлопоты с переездом ни к чему»

Сейчас квартирант занимается посреднической деятельностью - он упомянул, не вдаваясь в подробности, какие-то операции с зерном: на хлеб с маслом зарабатывает. С женой разошелся. Она с сыном живет в Симферополе. Но там его не ждут, да и он сам не горит желанием возвращаться к ним. В Мелитополь пригласил друг. Но он оказался пьяницей. Вот и пришлось искать квартиру. Добрые люди привели сюда. А вообще у Жердева российское гражданство, и он намерен уехать в ближайшее время в Россию. Там у него, в Воронежской области, две сестры. И старшая, по его словам, готова принять брата. Раньше не могла - в трехкомнатной квартире жили 9 человек. А сейчас место освободилось. «Я тоже не хочу жить с Дрогаловым (будто его кто заставляет. - А. К.). Знаете, как с ним трудно!» - убеждал меня квартирант. Но искать новое пристанище в Мелитополе не намерен. «За квартиру я ему плачу - чего еще надо? А мне лишние хлопоты с переездом ни к чему. Ведь скоро все равно уеду из города!» Однако это «скоро» выглядит неубедительно.

На пути реализации этого желания у Жердева имеется серьезное препятствие - СОВЕТСКИЙ ПАСПОРТ. Удивительно, но факт: человек за 16 лет независимости так и не удосужился поменять старый документ на новый. В результате не может ни зарегистрироваться, ни получить вид на жительство в Украине, ни пересечь границу. «Вот дадут мне в милиции нужную бумагу, и все будет в порядке», - то ли меня, то ли себя пытается обмануть В. Жердев. И даже назвал сотрудника горотдела, который пообещал ему якобы посодействовать с «переходом границы». Тот был крайне удивлен, когда я ему рассказала, чего от него ждет человек. И отшутился: «Может, он рассчитывает, что я его нелегально на грузовике перевезу?»

«Кто защитит мои права?»

Этот вопрос рефреном звучал из уст В. Дрогалова во время нашего с ним общения. Выдворять квартиранта силой он не собирается - хочет решить проблему цивилизованным способом. Хотя силовой прием тоже ему не чужд. Когда похожая ситуация сложилась у него с гаражом («везет» человеку!), и арендатор, с которым официально отношения также не были оформлены, не внимал настойчивым просьбам освободить помещение, Василий Михайлович пожаловался молодому родственнику. А тот нашел нужные слова. И настырный автомобилист тут же вместе со своей разобранной на тот момент машиной «испарился».

Есть ли выход?

Начальник отделения гражданства, миграции и регистрации физических лиц (паспортного стола) Александр САВУЛИЙ:

- В. Жердеву нужно обратиться в российское консульство и оформить современный документ, удостоверяющий личность. Иначе он уехать из Украины не сможет. А милиция собственнику квартиры не поможет. Ведь квартиранта он сам впустил. И тем самым, кстати, нарушил действующее законодательство: допустил длительное проживание человека в своей квартире без регистрации.

Начальник участковой службы горотдела милиции Сергей СКОВЫРКО:

- Можно привлечь человека к уголовной ответственности за незаконное вторжение в жилище гражданина (следствие - в компетенции прокуратуры). Но решение о вселении людей в жилище или о выселении из него принимает суд. Поэтому В. Дрогалову нужно обратиться именно туда. А затем - в исполнительную службу.

Но поскольку у хозяина нет договора с квартирантом, к иску, чтобы его приняли, нужно приложить либо постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, либо разъяснение милиции о гражданско-правовом характере случившегося. Поэтому для начала нужно написать-таки заявление участковому.

P.S.В общем, ситуацию нельзя назвать безвыходной. Такой ее делают люди. Василий Михайлович хочет расстаться с квартирантом по-доброму, не с помощью суда. Валерий Васильевич убежден, что он ничего зазорного не делает и ждет (или лукавит?), что милиционеры вот-вот «выдадут» нужную бумагу, с которой он сможет пересечь границу. А может, им обоим нравится это долгосрочное выяснение отношений?