Александр РЯБИКОВ, главный врач Мелитопольского онкодиспансера: «Диспансер выживает за счет пожертвований больных»

Число больных растет, а количество коек сокращается

Ежегодно в Мелитополе регистрируется более 600 новых случаев онкопатологии, примерно 250 человек врачам спасти не удается. В структуре заболеваемости на первом месте - рак кожи, на втором - онкопатология желудочно-кишечного тракта, на третьем - рак легкого и молочной железы.

Бороться со злокачественными новообразованиями врачи уже научились. Еще 20 лет назад выздоравливало только около 40 проц. заболевших, сейчас этот показатель приблизился к 60. Врачи-онкологи говорят, что самое главное - вовремя распознать болезнь и иметь возможность с ней бороться.

Мелитопольский онкологический диспансер обслуживает 300 тыс. человек, жителей города и пяти прилегающих районов. По нормам стационар рассчитан на 146 коек, но в действительности их только 75, что вдвое меньше!

Поставки химиопрепаратов прекратились два года назад

Лечат больных в стационаре бесплатно, а вот лекарства большинству пациентов приходится покупать за собственный счет. В 2011 г. из областного бюджета онкодиспансер получил 112 тыс. грн. - месячную потребность в финансировании. В первую очередь врачи закупают препараты для анестезии, средства для дезинфекции и медикаменты для неотложной медицинской помощи. Все остальное - за свои кровные.

К примеру, лечение доброкачественной опухоли молочной железы пациентам обходится в 1,2-1,8 тыс. грн., удаление молочной железы - 3,5-4,5 тыс. грн., лечение рака желудка - 6-7 тыс. грн. За курсы химиотерапии платят тоже пациенты: лечебные - 4-6 тыс. грн., а профилактические - до 1,5 тыс. грн.

Последние централизованные поставки химиопрепаратов были в 2009 г. В 2012 г. заявки на них медики уже сделали, и поставки вроде должны быть, но в каких объемах - неизвестно. Онкологи знают, что полученные лекарства им придется экономить и оставлять для самых малоимущих.

Ремонты и оборудование - за пожертвования

Делать ремонты и закупать медоборудование удается только за внебюджетные средства и пожертвования, которые вносят в кассу сами пациенты.

- Без денег больных мы бы просто не выжили и перестали делать операции, - говорит Александр Рябиков. - Благодаря внебюджетным поступлениям в прошлом году мы купили два кислородных концентратора для операционной и послеоперационных палат. В 2011 году удалось сделать капитальный ремонт в операционной, убрать батареи отопления и сделать теплые стены и пол. Приобрели также новый операционный стол. На бензин и мягкий инвентарь деньги из бюджета не выделяются уже третий год. Нет денег для покупки нового маммографа. Аппарат харьковского производства отработал восемь лет и сломался. Уже почти год врачи не могут использовать его для диагностики. Женщин приходится отправлять либо в Запорожье, либо предлагать делать менее информативное в данном случае УЗИ.