Мелитополь - Османюрт: 40 лет крепкой дружбы

Поиск вели красные следопыты

Крепкие узы дружбы уже не одно десятилетие связывают Мелитополь и дагестанское село Османюрт. Сорок лет в этом году исполнилось дружбе Дагестана и Мелитополя, а точнее, городской гимназии № 5 и Османюртской восьмилетней школы, директором которой был И. Бейбулатов. И все эти годы через тысячи километров летели письма и открытки с наилучшими пожеланиями.

А все началось с очерка военного краеведа Павла Пшеничного о Герое Советского Союза Бейбулатове. Публикация послужила отправной точкой для поиска пионерского отряда красных следопытов школы № 5. Что только ни предпринимали ребята, чтобы найти родню Бейбулатова: вели поисковую работу, писали в Центральный военный архив в Подольске… Только через год настойчивых поисков следопыты узнали адрес селения, в котором родился и рос Герой. В 1966 г. первое письмо пионеры написали в селение Османюрт, вышли на школу, а дальше все произошло само собой.

Обмен делегациями

В 1967 году впервые делегация из Дагестана ступила на мелитопольскую землю. Через два г. учителя и школьники мелитопольской гимназии нанесли ответный визит в горный край и были поражены госте-приимством восточных людей. Елена Алехина, в прошлом учитель гимназии, сегодня вспоминает: «Никто и нигде не принимал меня радушнее, чем в Дагестане. Там люди считают большой честью накормить у себя гостя, поэтому каждая хозяйка зазывала нас к себе».

С тех пор встречи происходят каждые два-три года, помехой не стал даже распад Советского Союза. Только война в Чечне заставила мелитопольцев отказаться от поездок на некоторое время. Но война войной, а узы дружбы не ослабевали: в 2005-м гимназисты снова танцевали лезгинку на земле Бейбулатова.

Нажабат плакала у могилы отца

2007 г. Очередная встреча. Снова Нажабат плачет на могиле отца. Седовласая Ума Джанбекова со старыми подругами разглядывает фотографии, где она, еще юная, принимает подарки от директора 5-й школы Николая Боченкова. А в это время османюртские школьники, посетив музей восковых фигур, взахлеб делятся впечатлениями с мелитопольскими мальчишками и девчонками.

Племянница Ирбайхана Бейбулатова Нуржан Хамидова в первый раз приехала на могилу к дяде, привезя воспоминания своей старенькой матери: «С колыбели он был необыкновенным ребенком, стал самым умным в семье - в то время было очень мало грамотных людей, а Ирбайхан закончил педагогическое училище.

В 40-м году он пошел служить, а оттуда - на фронт. Односельчане уговаривали не ходить, дезертировать, женщинам было жаль его красоты и осанки. Но Ирбайхан только махнул рукой, мол, так не бывает, и ушел, чтоб героически погибнуть, оставив жену и маленькую Нажабат…»

Они не такие, как мы

Пять дней гостили дагестанцы в Мелитополе, посещали вечера встреч, зажигали костры дружбы, знакомились с Мелитополем и говорили о своей родине. И после каждого рассказа мелитопольцы убеждались: они не такие, как мы…

Поселок Османюрт был основан чеченцами, последователями имама Шамиля после Кавказской войны ХVIII века в 60 километрах от Махачкалы. Там мягкий теплый климат, горы. Они знают русский язык, их президент ведет пророссий-скую политику, но живут они исключительно по правилам своего народа, говоря на своем языке, веря в своего бога. Эти люди не отдают родителей в дома престарелых, а на улицах у них нет бездомных. Сын никогда не сядет пить за один стол с отцом, а грубое слово, сказанное в адрес матери, считается самым тяжелым проступком. Мужчины Османюрта по-прежнему крадут себе жен - шестнадцатилетних чеченок, а потом покупают им шубы и осыпают золотом. Такие браки, как ни странно, крепки - разводов в Османюрте практически нет. На свадьбу без приглашения ходят всем селом (2-3 тыс. человек) - это не только повод посмотреть на невесту в белом европейском платье, но еще и шанс показать миру своих детей. Чеченские женщины не могут есть в присутствии мужчины, но война научила их быть сильными и зарабатывать наравне с хозяином дома.

Экономика нынешнего Дагестана мало чем отличается от украинской: зарплаты и пенсии платятся вовремя, но их размеры оставляют желать лучшего, все государственное имущество плавно перетекает в руки частников. По этому поводу османюртцы шутят: чеченец знает, у кого можно красть, твое он не тронет, а колхозное приберет к рукам. Младший сын в семье остается жить в доме родителей, чтобы ухаживать за стариками до их смерти. Остальные дети, обзаведясь семьями, строят себе дома и уходят - в доме чеченца не может быть двух хозяев.

Приглашение в Дагестан

Трогательным было прощание наших гостей с коллективом учащихся и педагогов гимназии № 5, которые получили приглашение побывать с ответным визитом в горном Дагестане. С площади Победы земляки Героя шли к своему автобусу по живому коридору. Было торжественно и грустно. Теплые чувства переполняли сердца прощавшихся друг с другом людей. Потому что они сблизились, стали лучше понимать своих давних побратимов.