Завод уплывает

Цеха по цене квартиры

Так, комитет кредиторов (управление Пенсионного фонда, налоговая инспекция и др.), который в феврале 2010 г. стал инициатором возбуждения процедуры банкротства завода, сегодня хочет вернуть предприятие из процесса ликвидации к санации (оздоровлению). Один за другим суды иски с этим требованием отклонили.

Комитет кредиторов, в свою очередь, не дает ликвидатору Светлане Смирновой согласия на продажу основных средств производства. В частности, на прошлой неделе в ходе очередного заседания было отклонено предложение выставить на аукцион три цеха.

- Мы посчитали, - сообщила начальник управления ПФ Светлана Христова, - что оценочная стоимость существенно занижена. Отчет ликвидатора вызвал и другие вопросы. Она доложила о поступлениях за проданные станки. А где арендная плата? Говорит, что арендаторов нет, а мы знаем, что на территории предприятия работают.

Тем временем имущество постепенно «испаряется». Продаются не только станки - недавно реализован кузнечно-термический цех площадью 1500 кв. м за 260 тыс. грн.

Поторопились!

Решение о банкротстве предприятия, утверждает руководитель инициативной группы Людмила Гоман, оказалось опрометчивым. - В 2010 году завод был платежеспособным. Поступали заказы из России, Беларуси. Да и 50 проц. акций плюс одна продали за смешную цену - 750 тыс. грн.

По оценкам инициативной группы, долги по зарплате на момент сделки составляли 360 тыс. грн., Пенсионному фонду - 450 тыс., государству - 720 тыс., а всем кредиторам в общей сложности - больше 2 млн. грн. Банкротство стало для ООО «НПП «Днепроэнергосталь» способом избежать их погашения.

Л. Гоман утверждает, что в этом году общество с ограниченной ответственностью, которое занимается на площадях завода производством, продало глубокосверлильный станок, который стоит почти миллион. Так что возможность для платежей была. Сейчас долги по зарплате превышают 500 тыс. грн., в ПФ - 800 тыс., государству - еще больше. Недоимка растет.

Бывшие работники ждут зарплату. Дождутся ли?

Погасить задолженность по зарплате ликвидатору предприятия за время с марта 2010 г. по сей день не удается, несмотря на то, что к защите интересов бывших работников подключилась межрайонная прокуратура - она подала иски в суд о взыскании долгов по зарплате. Они незначительно уменьшились в прошлом году, на 10 проц. - в августе этого года.

- Если бы разрешили реализацию имущества, - объясняет С. Смирнова, - картина была бы иной. А то комитет кредиторов то дает согласие на продажу, то накладывает запрет. Мы едва успеваем насобирать средств на текущую зарплату бухгалтерам, сторожам.

- Мне завод задолжал, - рассказывает Наталья Раковская, - 11 тыс. грн. В общей сложности, по нашим сведениям, ждут выплаты долгов 140 бывших работников.

Многие из них почти потеряли надежду на справедливость. Но группа из 20-25 человек продолжает отстаивать свои права. В том числе с помощью профкома. Он, по словам председателя Греты Юдовинской, остается боевой единицей и будет выступать от имени коллектива до тех пор, пока завод не исключен из реестра.

Покупатель не выполнил обязательства

А вот Фонд госимущества намерен вернуть завод в собственность государства, потому что в ходе проверки выполнения условий договора купли-продажи с «Днепроэнергосталью» установил, что покупатель не выполнил обязательства в экономической, инвестиционной, социальной, природоохранной деятельности завода, а также в сфере корпоративных отношений и распоряжения имуществом.

- В результате отчуждены станки, оборудование, движимое и недвижимое имущество, освобождена большая часть высококвалифицированных работников предприятия, - подчеркивают специалисты ФГУ. - В связи с этим Фонд обратился в хозяйственный суд Запорожской области с заявлением о расторжении договора и возврате проданного по нему пакета акций ОАО «Мелитопольский станкостроительный завод им. 23 Октября».

Сначала хозяйственный суд Запорожской области, а затем Донецкий апелляционный суд в удовлетворении иска отказали. Сейчас эти решения судов первой и апелляционной инстанций обжалуются в Высшем хозяйственном суде Украины. Кроме этого, Фонд обратился в Госдепартамент по вопросам банкротства с просьбой посодействовать в защите интересов государства и рекомендовать ликвидатору С. Смирновой приостановить процедуру ликвидации до решения вопроса в судебном порядке о расторжении договора купли-продажи.

Призрачное будущее

Что у завода впереди? В предприятии, по информации инициативной группы, заинтересованы зарубежные инвесторы. В свое время во многих странах покупали станки, и сегодня они нуждаются в запасных частях к ним.

Но свет в конце тоннеля пока не виден. По действующему законодательству перейти от санации предприятия к ликвидации легко, а наоборот - практически невозможно. Удастся ли Фонду госимущества расторгнуть договор купли-продажи в кассационной инстанции - тоже под вопросом.