Есть ли будущее у Юрьевки?

-Одно крыло называлось Каменкой. Там были выходцы из Владимировки, там - из Радивоновки, - показывает рукой на дальние улицы старожил.

Сын «вредителя»

Иван Александрович родился в 1928 г., через шесть лет после того, как переехали в Юрьевку его родители. Старше него в селе двое: Степан Шишман да еще один юрьевец, который приехал сюда после выселения из Крыма.

Тринадцатилетним подростком Иван начал работать в колхозе. Первым заработком - 150 трудодней - он до сих пор гордится. Когда началась война, рыл окопы. Во время оккупации немцы в Германию его не угнали - мал еще был. А после войны - с 1944 по 1988 гг. работал механизатором. О былых годах вспоминает с болью в сердце:

-Моего отца в 1936 г. репрессировали - посадили на десять лет за порвавшуюся сбрую лошади, обвинили во вредительстве. Был он и в Воркуте, и в Печоре. Из 105 тысяч таких, как он, осталось в живых 12 тысяч. Отца освободили в 1943 г. и после недолгой «реабилитации» в Челябинске отправили на фронт. Его дважды ранило под Будапештом, в 1945 г. вернулся домой. Нам сказали, кто посадил отца, - тогдашний сельский голова. Похоже, пришла «разнарядка на вредителей»: надо было найти врагов народа, вот и нашли. Потом отец работал в колхозе, получил в 1953 г. новенький трактор ДТ.

А коммунизм уже был

Раньше, рассказывает И. Щербина, в селе был целый комплекс на 500 голов скота. Сейчас от него остались, как говорится, рожки да ножки:

все сломали, растащили, а теперь говорят об укрупнении! Мы тогда не знали, что жили при коммунизме. Не знали, что такое воровство. Вот в поле трактор сломался - никто и грамма горючего не скачает. Не то что сейчас: только без присмотра оставил - все, нету. Я поэтому и собаку большую держу. Днем она на цепи, а на ночь отпускаю.

Сейчас Иван Александрович занимается своим подворьем. Растут у него и картошка, и капуста, и помидоры. Есть несколько плодовых деревьев.

-Вон те две груши и яблоню еще отец сажал. Когда была жива жена, держали 80 кролей, семь десятков индоуток, индюков, гусей. Одному такое хозяйство содержать трудно, разве что курочек оставил. Но во дворах у односельчан есть и птица, и по две-три коровы.

Без молодежи село обречено

Иван Александрович считает, что у села нет будущего.

-Живут здесь в основном пенсионеры. Молодежь не задерживается, где уж тут селу выжить! Работы нет. Есть у нас фермер Саня. На некоторые работы нанимает людей, но в основном семьей управляются, - рассказывает И. Щербина. - Раньше сюда приезжали многие, хотели «пустить корни»: Акимовка близко, речка прямо в селе. Хотели получить землю под застройку, да им не давали - свободной не было, а пахотными не разбрасывались.

В селе есть ФАП, так что Иван Александрович не переживает - есть кому укол сделать. Есть и магазинчик, да не работает, смеется он.

-Забрал его какой-то бывший милиционер, но ничего не сделал. Пустует здание. Но хлеб купить можно в киоске, хотя многие сами пекут, чтобы никуда не бегать. А вот церквушки, даже небольшой, в Юрьевке нет. Паску освятить старики едут в Акимовку или в Мелитополь. Сам я в Бога верю, хоть и не крещусь. В сердце у меня Бог.

Помолчал и вдруг спросил:

-Хлопці, куди ж ми йдемо?!

Мы не смогли ответить. Он посмотрел на нас и сказал:

- А жить надо. Чтобы посмотреть, что дальше будет…

Рыбацкая история

Ее нам рассказал заместитель главы Акимовской рай- госадминистрации Александр Маругин.

- Есть в Юрьевке, как, наверное, в каждом селе, что стоит на речке, один старый опытный рыбак. Как-то в выходной мы с товарищем поехали на Малый Утлюг на рыбалку. День прекрасный, солнечный - рыбацкая погода. Мы настроились на долгую и, главное, успешную ловлю.

И тут к нам подходит дед и, хитро улыбаясь, говорит: - Не буде сьогодні риби, хлопці.

- Как?! Погода такая... - начали было мы, но он перебил: - Через дві години дощ піде.

Мы не поверили - шутит дед. Но практически через два часа действительно пошел дождь!

Имени этого знатока погоды А. Маругин не знает, но вполне возможно, что им был Иван Александрович Щербина. Он и в самом деле любит выйти на зорьке на рыбалку. Сети не ставит - ловит удочкой.

- Осенью короп пришел. Хороший, снасти рвал, - говорит Иван Александрович. - Мне приезжие ребята удочку подарили, я леску японскую купил - 20 кг выдерживает. А тут короп подцепился - и леска порвалась! Осенью ребята вытаскивали «кабанов» по пять килограммов. Так что рыбка в речке есть, приезжайте!