Дети войны «прописались» в суде

«Вы знаете, что творится в помещении суда и возле него? Сколько здесь в очередях за решением Фемиды детей войны томится! Я видела, как одной женщине плохо стало. Это же издевательство настоящее!» - такой эмоциональный звонок раздался на днях в редакции.

Эльмира Шишкина рассказала, что пришла за решением суда утром во вторник, заняла очередь: оказалась 255-й. Из канцелярии вынесли 104 номерка. На следующий день номер очередницы после переклички во второй половине дня оказался 112-й. Но номерков вынесли всего 70. Ожидание было отложено до понедельника (принимают детей войны в суде только три дня в неделю).

В общем, пожилым «детям» не позавидуешь. А если учесть, что народ нервничает, возникают конфликты, споры из-за очереди, становится и вовсе грустно. Можно ли их избежать? И почему на смену затишью в начале года (тогда решения суда поступали в управление Пенсионного фонда) вновь пришли огромные очереди перед зданием суда?

Вот как прокомментировал ситуацию председатель Мелитопольского горрайонного суда Виктор Фомин:

- Все решения Мелитопольского горрайонного суда по детям войны, принятые в этом году, оспаривает управление Пенсионного фонда. Эта процедура началась около двух месяцев назад. До того принятые решения мы передавали в управление Пенсионного фонда, теперь они отправляются в Днепропетровский апелляционный суд. В апелляции решения рассматриваются до трех месяцев. Потом мелитопольские дети войны вновь должны прийти в суд, написать заявление на получение решения и уже с этим документом сами отправляться в управление Пенсионного фонда в Мелитополе.

В день сотрудники суда могут обслужить около 70 человек, все поступающие заявления вносятся в компьютерную базу данных. Еще около 150 новых заявлений от детей войны поступает по почте. Детей войны принимают в Мелитопольском горрайонном суде четыре дня в неделю, с понедельника по четверг. Пятница необходима для работы с документами. Хочу сказать, что Днепропетровский апелляционный суд все решения Мелитопольского суда оставляет в силе. Детям войны нужно только ждать, пока решение вступит в законную силу. По нашим подсчетам, на принятие решения Мелитопольским судом и прохождение апелляции уходит около полугода с момента подачи заявления. Ранее этого срока идти в суд не стоит.

По информации начальника управления Пенсионного фонда в Мелитополе Светланы Христовой, все решения суда по детям войны, принятые в этом году, подлежат обязательной апелляции. - В 2010 году наше управление не имело возможности обжаловать решения, так как дела рассматривались в гражданском судопроизводстве и требовались средства на уплату госпошлины. С конца 2010-го и в 2011 году иски детей войны рассматриваются в административном судопроизводстве, и управление ПФ освобождается от уплаты госпошлины. Этим и объясняется обжалование решений суда.

В прошлом году к нам напрямую поступали решения суда, их мы не оспаривали в апелляционной инстанции и сразу выполняли. Часть денег детям войны по прошлогодним спискам выплачивается до сих пор.

Все решения суда, принятые в этом году, подлежат обязательной апелляции. Это распоряжение мы получили из управления Пенсионного фонда в Запорожской области. Управление по вступившим в законную силу решениям выплачивает средства из собственного фонда, а не из госбюджета. Сегодня в судах находится около 7 тыс. исков на 2,5 млн. грн. Столпотворение под зданием суда связано с тем, что люди хотят получить решения, принятые судом первой инстанции с января до середины марта 2011 года. В этот период Мелитопольский горрайонный суд ни заявителям, ни управлению не выдавал решения.

P. S. Дети войны оказались заложниками законодательной системы и бюрократизма чиновников. Вместо того чтобы выплатить людям из госбюджета положенную сумму, их заставляют взыскивать эти деньги через суд. Какой смысл обжаловать решения, если они идентичны и Днепропетровский апелляционный суд их оставляет в силе? Почему люди преклонного возраста, у которых имеются проблемы со здоровьем, должны часами выстаивать под стенами суда в надежде узнать судьбу своего дела?!