Мы не рабы горячей трубы!

Раздали нам договор с арендным предприятием «Теплосеть» (МАПТС). Сказали, нужно подписать и до выходных сдать старшей по подъезду. Некоторые сразу и подписали, не читая. Как много интересного они пропустили! А я вот сижу, читаю. И вам предлагаю почитать. Вначале не очень интересно, поэтому сразу заглядываем в конец документа:

«10.1. Виконавець несе відповідальність за технічний стан санітарно-технічного обладнання та якісні показники до точки розподілу - місця передачі послуги від однієї особи (МОПТМ) до іншої (балансоутримувача будинку - ЖЕК), на балансі якого знаходяться внутрішньобудинкові системи…»

Итак, выясняется, что МАПТС отвечает за подачу тепла до дома, а дальше, т. е. до потребителя - ЖЭК, который к тому же и производит ремонтные работы (п. 10.3 договора). Сразу возникает вопрос: зачем же нужен договор между МАПТС и потребителем, который не подписывается ЖЭКом? Наверно, все сделано для того, чтобы деньги быстрее проскакивали к МАПТС. Кстати, о деньгах. В п. 2.1 ручкой написаны тарифы, однако без какой-либо ссылки на то, когда и каким решением они утверждены.

Нельзя не обратить внимание и на такое положение договора:

«Платежі вносяться не пізніше 20 числа місяця, що настає за розрахунковим згідно наданого виробником розрахунку».

С учетом того, что оплата услуг МАПТС производится теперь по квитанциям, которые иногда раздаются числа 15-16 очередного месяца, заплатить до 20 числа тем, кто работает, практически невозможно. Не успел заплатить? А мы тебе вот такой пункт:

«3.5. За несвоєчасне внесення плати із споживача стягується пеня у розмірі, встановленому законом…»

Кстати, помню, было решение Верховной Рады о запрете начислений на просроченные платежи. Его отменили? Или у теплосети свои законы? Но это все цветочки, а ягодки впереди. Начинаются они уже здесь.

«3.6. У разі надання послуг не в повному обсязі, відхилення їх кількісних і якісних показників від нормативних виконавець здійснює перерахунок розміру плати на підставі 3-стороннього акту за участю: а) споживача, б) виконавця послуг з теплопостачання, в) ЖЕК…»

Так, значит, акт без ЖЭКа не составишь! А ведь этот договор ЖЭК не подписывает, таким образом, имеет полное право послать потребителя с его актами куда подальше. Следовательно, права потребителя, изложенные далее (см. п. 4.1, особенно подпункты в, е), есть ни что иное, как пустой звук. Как соответственно и обязательства исполнителя из п. 4.4. Эти все обязательства будут, таким образом, зависеть только от доброй воли МАПТС. Но об этом дальше. А пока кое-что из прав МАПТС:

«4.3. Виконавець має право: …д) доступу в приміщення споживача для ліквідації аварій, у т. ч. несанкціонованого, відповідно до встановленого законом порядку, перевірки показань квартирних засобів обліку води і теплової енергії відповідно до законодавства».

Теперь переведите взгляд снова на п. 10. Возникает вопрос: зачем теплосети доступ (несанкционированный и круглосуточный!) в вашу квартиру для ликвидации аварий, если она отвечает за тепло, подаваемое до запорной арматуры, до ввода в дом? А ремонтные работы (и аварийные, выходит, тоже) внутри дома и в квартирах ведет ЖЭК (если ведет, ЖЭК-то этот договор не подписывает!) Потребители! Кто подписал договор, не читая? Вы хоть поняли, что вы разрешили теплосети? Или пусть взламывают квартиры?

Мне не удалось найти в договоре, в какой же срок обязан прибыть представитель теплосети для подписания акта. Может, вы найдете? Если не найдете, то это значит, что представителя следует ждать долго… Кстати, в договоре также не удалось найти обязательств МАПТС по ликвидации возможных аварий на их участках сети, сроков устранения перерывов в подаче тепла и т. п. Впрочем, смотрим п. 8. «Форс-мажорні обставини»

«8.1. Сторони звільняються від відповідальності за цим договором у разі настання непереборної сили (дії надзвичайних ситуацій техногенного, природного або екологічного характеру), яка унеможливлює надання відповідної послуги згідно з умовами договору».

Не сюда ли входят такие факторы, как порывы труб (причина техногенного характера), и даже то, что зимой бывает холодно (причина природного характера)? Тогда, опять же, подача тепла зависит только от доброй воли МАПТС и ни от чего больше. Теперь посмотрим заодно и п. 9.2.

«Договір може бути розірваний достроково у разі: …невиконання договору сторонами договору».

То есть, если вы, потребитель, не выполняете договор или захотите его разорвать, то деться вам все равно от теплосети некуда, ведь альтернативной теплой трубы по городу пока не наблюдается, а установка автономного отопления - вещь сложная и дорогая. А вот если МАПТС не выполнило договор (например, не подает тепло без всяких на то причин, даже при отсутствии аварий и морозов), то и при помощи ЖЭКа и наличии всех актов и свидетелей ни при каких обстоятельствах вы от него ничего не добьетесь ни в каком суде, так как при невыполнении договора он считается досрочно расторгнутым. Следовательно, какая-либо ответственность за его невыполнение не наступает.

Такой вот интересный договор получился. Пожалуй, на этом можно и закончить. Возможно, юрист (а я не юрист!) нашел бы в этом договоре еще много интересного, однако и поверхностного анализа этого текста на основе элементарного здравого смысла достаточно для того, чтобы понять, что даже о каком-либо минимальном балансе интересов сторон в этом документе говорить не приходится.

Впрочем, не стоит забывать о том, что этот договор был составлен МАПТС, а оно - монополист по подаче тепла. Само собой, что у него, как у монополиста, всегда возникает соблазн превратить потребителей в рабов их трубы, а самим при этом уклониться от какой-либо ответственности за то, чтобы эта труба была хотя бы теплой.

Поэтому, наверно, было бы хорошо ввести такую практику, чтобы нашим монополистам на подачу тепла, воды, газа и электроэнергии помогали в составлении договоров с потребителями юристы горисполкома (например, из отдела защиты прав потребителей), которые, вероятно, помогли бы удержать этих товарищей от инстинктивного желания беспрерывно тащить одеяло на себя. А пока что, господа потребители, выглядит разумным воздержаться от подписания подобного рода договоров.