Призрачные надежды Молочного лимана

1 апреля на протоке, соединяющей лиман с Азовским морем, так называемой перемоине, состоялось выездное совещание под руководством запорожского губернатора Бориса Петрова.

Экскурс в историю

До 1943 г. лиман был соленым озером, отделявшимся от моря пересыпью. Во время Великой Отечественной войны пересыпь подорвали немецкие инженеры, чтобы создать искусственную преграду для наших танков. Взрыв был произведен в «правильном» месте, море расширило образовавшийся пролив и без всяких дополнительных ухищрений поддерживало его.

Так было до 1972 г., когда решили, что нужно создать новый искусственный канал, а старый закрыть. Второй канал прорыли на территории рыбколхоза «Сыны моря» (Акимовский район). Создан он был не для того, чтобы обеспечивать связь лимана с морем, а скорее для хозяйственных нужд, и поэтому построен без учета географических факторов - «там, где удобно».

Ежегодно на поддержание новой промоины выделялись немалые средства. После распада Союза средства закончились и начались проблемы.

Денег на перемоину нет

Охранные обязательства по Молочному лиману, как и по поддержанию его связи с морем, «ходят по рукам»: в конце 1974 г. постановлением Совмина гидрологический заказник «Молочный лиман» передали в бессрочное пользование рыболовецкому колхозу «Сыны моря». Хозяйство приняло на себя природоохранные обязательства по обеспечению должного гидрологического режима. С распадом Союза правопреемником рыбколхоза объявили ООО «Сыны моря» - «Мотор-Січ». С тех пор у предприятия менялся состав учредителей, однако охранные обязательства оставались.

Позже поговаривали о передаче обязательств госадминистрациям трех районов - Акимовской, Приазовской и Мелитопольской. А с февраля 2010 г. охранные обязательства переданы созданному Приазовскому национальному парку, который теперь и должен поддерживать протоку. У парка за год существования денег, кроме как на зарплату 70 единицам персонала, ни на что больше не появилось, поэтому весной 2011 г. перемоина остается закрытой. И дело уже не в нерестилище пиленгаса, поскольку, по словам биологов, рыба лет шесть использует для нереста побережье России, а в том, что под угрозой который год находится сам лиман, который без связи с морем превратится в мертвое соленое озеро, а потом и вовсе исчезнет...

Продолжение статьи читайте в «МВ» № 14 от 6-12.04.2011 г.