На велосипеде без гарантии далеко не уедешь

Купить дочке велосипед мы решили в магазине - там все-таки надежнее, хотя и дороже. Зашли в «Детский мир». Выбрали нужную нам модель. Но продавец предупредил: «Гарантию не даем!» - и написал это в товарном чеке. Мы возмутились, но нам пояснили: «Это же игрушка! А на них гарантийные обязательства не распространяются». Ничего себе игрушечка - 235 грн.! А если обнаружится заводской брак?

На наши вопросы продавец ответил: «Ну что вы сразу о плохом думаете! Нам, между прочим, гарантию тоже никто не дает. Так что любые поломки будете исправлять за свой счет». Такое положение вещей нас не устроило. Тем более, в велосипеде не оказалось насоса, паспорта, данных о производителе, адресов ремонтных мастерских. Неудивительно, что от такой покупки мы отказались.

На рынке привлекла низкая цена

Центральный рынок нас встретил практически таким же ассортиментом. Но цены оказались куда ниже. Нужный нам «велик» для пятилетнего ребенка стоил 170 грн. Однако здесь нам вообще не выдали никакого официального документа: ни паспорта, ни чека - ни-че-го! Продавцы на словах пообещали отремонтировать велосипед, если обнаружится заводской брак. Но вспомнят ли об этом? Подсчитав разницу в цене между магазином и рынком (при прочих равных условиях), мы выбрали рынок. Выигранные 65 грн. позволят отремонтировать велосипед, если потребуется.

Как рассказали продавцы рынка, большинство велосипедов из китайских деталей (заводских или подпольных - неизвестно). Собирают их в Китае, России, Украине, да где только не собирают! Как оказалось, гарантию на рынке дают только на велосипеды по цене от 400 грн.

И вот наш велосипед прошел недельную обкатку. Уже на второй день с маленьких, вспомогательных, колесиков начала отставать резина. Оказалось непрочным и крепление зеркальца на руле.

Знание прав дает покупателю уверенность в себе

Правы ли продавцы, отказывая в выдаче гарантии на велосипед? Неужели на игрушки гарантия не распространяется? И игрушка ли велосипед? Могу ли я как потребитель отстоять свои права в случае поломки? С этими вопросами мы обратились к Инне ПАВЛЮК, завотделом по делам защиты прав потребителей Мелитопольского горисполкома:

- Гарантия существует на любые товары, даже на игрушки! Срок гарантии обозначается в паспорте, на этикетке или в другом документе, который прилагается к товару. И, прежде всего, гарантийные обязательства берет на себя производитель. Согласно ст. 8 Закона «О защите прав потребителей», в течение гарантийного срока, указанного в паспорте, можно обращаться в сервисный центр или к производителю, который выполнит ремонт. Если техническая экспертиза установила заводской брак, то покупатель имеет право на: замену товара, расторжение договора купли-продажи и возврат денег.

Если после проведения экспертизы будет выявлено, что недостаток возник по вине покупателя или третьих лиц, после передачи данного товара от продавца покупателю, то покупатель будет обязан оплатить все затраты на проведение экспертизы. А эта процедура не из дешевых! Обычно ее проводит эксперт, имеющий лицензию. Такие, я знаю, есть в Киеве и Харькове. Экспертиза велосипеда может стоить от 60 до 180 грн.

Если паспорта с гарантией предприятия нет, но есть чек магазина, то все гарантийные обязательства берет на себя продавец. Продавец может предложить согласование сроков гарантии, о чем обязательно должен указать в документе. Если покупатель согласен с этим, то он, наравне с продавцом, должен подписать документ. Это означает, что вы согласились с условиями гарантии, которые предложил вам продавец.

В данном случае в магазине «Детский мир» покупателям предлагали товарный чек. Даже если в нем большими буквами было написано, что гарантии нет и продавец сто раз об этом напомнил, это еще ничего не значит! Покупатель не поставил внизу свою подпись. Нет подписи - нет договора. Покупатель может предъявлять претензии. В данном случае - по товарам, гарантийный срок на которые не установлен. В соответствии с законом срок гарантии в этом случае составляет два года. На рынке покупателям чек не выдали. Значит, с претензиями они могут обратиться только в суд. Если потребитель окажется прав, то он освобождается от уплаты госпошлины. Но доказать свою правоту бывает очень сложно, практически невозможно. Велосипеды на всех лотках одинаковые. Даже свидетели не помогут вам доказать, что вы покупали велосипед именно на этом лотке этого рынка. А что касается игрушек, то обмену и возврату не подлежат качественные мягкие, резиновые и надувные детские игрушки.

- Мой совет всем покупателям, - продолжает И. Павлюк, - спрашивайте документы, удостоверяющие качество. Это может быть сертификат качества, качественное удостоверение на товар, гигиеническое заключение. Большинство товаров на рынке, особенно игрушек, не сертифицировано. Те же, что сертифицированы, имеют гарантию качества и безопасности. И, конечно, у вас должен быть документ, подтверждающий факт покупки, - чек.