Между вчера и позавчера
Есть проблемы и с машиностроением. И дело даже не в искусственности индустриализации - что было, то прошло. Сегодняшняя проблема в том, что возрождение машиностроения под большим вопросом. И потому, что на продукцию наших машиностроителей не видно покупателей. И потому, что машиностроители повывелись.
Где династии конструкторов и станочников, литейщиков и технологов, которыми десятилетиями гордились мелитополь-ские предприятия? Где завод-ские ПТУ - кузницы кадров для машиностроения? Сегодня чаще встретишь династии продавцов или, к примеру, бухгалтеров (очень востребована такая услуга, как бухгалтерский аудит. Многие предприятия заказывают бухгалтерский аудит с целью оптимизировать свои расходы, упорядочить документацию, разобраться с налоговыми отчетами). А какие профессии востребованы, такие и готовятся. Так не привязать ли главный мелитопольский праздник к Дню работника торговли? Или, к примеру, ликеро-водочной промышленности: наш завод стоит, зато «Хортица» на празднике машиностроителей доминировала.
Я не хочу обидеть ни «Хортицу» (сам предпочитаю ее, и за праздник спасибо), ни тех, кто ищет в себе веру, но пока не нашел и ограничивается внешними ее проявлениями. Я глубоко уважаю вчерашних машиностроителей, которых безвременье выбросило на рынок - а они как истинные мелитопольцы нашли себя и здесь. Но как историк понимаю: православие - день позавчерашний, машиностроение - вчерашний. Станут ли они днем сегодняшним и завтрашним? Не знаю. А власть знает? Не уверен. В Киеве День машиностроителя отметили, в частности, конкурсом на звание лучшего молодого рабочего. Там возрождают лучшее из прошлого. А у нас?
Мелитополь, к сожалению, давно живет без стратегии развития. Как, впрочем, и вся страна. Если нынешняя власть хочет работать долго и хорошо, ей пора заняться стратегией: не ограничиваться латанием вчерашних и сегодняшних дыр, а подумать о завтра и послезавтра. Иначе это придется делать очередной новой власти.