Александр БРАГА, директор ООО «Агат»:
- Наш курс - дать качественный, но дешевый товар. Только так можно будет выиграть в конкурентной борьбе. В прошлом году после отмены льгот для автомобилестроителей объемы головного предприятия и в самом деле заметно поползли вниз. Отрицательно сказался также рост цен на энергоносители, комплектующие. Речь пошла о сокращении кадров. Но мы четко планируем перспективу своего развития, сейчас занимаемся подготовкой производства амортизаторов к «Ланосам». С 1 июля 2007 года станем участниками соответствующей программы. Благодаря этому годовой объем продукции на заводе, по нашим прогнозам, увеличится на 15 млн. грн. Для сравнения: сегодня мы выпускаем изделий на 12-16 млн. грн. Значит, нынешними силами уже с задачами не справимся. Планируем организовать вторую смену. Приглашаем на работу более 50 человек. Сейчас у нас в штате 370 работников, а зимой трудится 390. Их мы набираем дополнительно в связи с пуском котельной, ведь мы отапливаем нижнюю часть города.
- Рост производства в два раза - это, конечно, впечатляет,
- Если предприятие не выдает каждый год новое изделие, то его, без преувеличения, можно назвать мертвым. У нас для развития есть люди, желание, поэтому все получается. За три года мы освоили новые виды изделий по довольно широкой номенклатуре. В том числе амортизаторы на «Газель», «Москвич», «Волгу», «Жигули».
- Вы довольны своим коллективом?
- У нас работают добросовестные люди, с большим опытом. А вот передавать его, к сожалению, некому. Молодежь на предприятие не идет. Видимо, хочется зарабатывать сразу много и без особых усилий.
- А высокой зарплаты пока не обещаете, не так ли?
- В самом деле, похвастаться высокой зарплатой пока не можем. Средняя у нас доросла лишь до 460 грн., но останавливаться на этом рубеже не собираемся. В этом году дважды поднимали зарплату. Не жалеем средств и на улучшение условий труда. На сборке поставили пластиковые окна. Люди сразу меньше стали страдать простудными заболеваниями.
О начальнике конструкторского бюро Александре Хлопотове на заводе говорят так: «Ему только подбрось идею, он за нее сразу ухватится, быстро разовьет, «обкатает». Его живой мыслью, энергией восхищается руководство, старается как можно дольше удержать талантливого конструктора на заводе. Возраст-то не юношеский - 69 лет. Говорят, что половина всех агатовских разработок - хлопотовские. Неудивительно, ведь Александр Яковлевич на предприятии уже 47 лет. Не хотят расставаться с ним и подчиненные. Их покорил не только талант конструктора, но и характер. А. Хлопотов никогда не поступается принципами, но делает это спокойно, тактично. «Работать с таким человеком - одно удовольствие», - признался его ученик Владимир Головинов.
Об этом мы попросили рассказать председателя профкома, главного технолога Владимира Головинова (на фото). В сентябре исполнилось 40 лет, как В. Головинов впервые прошел через проходную завода. Начинал учеником электрика. Работал технологом. В течение многих лет был конструктором.С 1999 г. - главный технолог.
- В коллективном договоре социальным вопросам посвящен целый раздел. Что конкретно предусмотрено?
- Премии к юбилеям, материальная помощь попавшим в сложное положение. Еженедельно все желающие могут бесплатно выехать на заводском автобусе (это обходится предприятию в 700-750 грн.) с семьей на море. Такое право есть и у пенсионеров. Было бы желание. В августе 2006 г. девять работников отдохнули в Приморске. Завод оплатил половину стоимости путевок и проезда. Вернулись довольными. Раз понравилось, руководство решило не только продолжить, но и расширить такую практику поощрения работников.
Не забываем и бывших сотрудников - участников боевых действий. Развозим к праздникам продуктовые наборы. Оздоровительный центр всегда к услугам детей работников, никому не отказываем. Родители оплачивают 15-17 проц. стоимости путевки.
На заводе неплохая столовая. Комплексный обед стоит 3,50 грн., то есть оплачиваются только продукты - они закупаются на рынке. А затраты на персонал, воду, электроэнергию предприятие взяло на себя.
Конечно, хотелось бы большего. Например, чтобы каждый работник смог поехать на базу отдыха, а также повыше зарплату, посущественней социальные гарантии. Но не все сразу. Переговоры с администрацией во время заключения коллективного договора не всегда бывают легкими. Сторонам приходится идти на компромиссы. Но такие позиции, как охрана труда, зарплата, профком отстаивает особенно настойчиво.
1928 г. В Мелитополе создана машинно-тракторная станция для технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники. В годы Второй мировой войны здесь выпускались снаряды, ручные гранаты.
1959 г. Завод стал называться «Автозапчасть» и перешел на выпуск запасных частей к автомобилям «ГАЗ» и «ЗИЛ». Затем освоил подшипники скольжения, тормозные цилиндры, амортизаторы.
1978 г. Завод переименован в «Автогидроагрегат». Он поставляет продукцию 206 областным базам «Сельхозтехники», Луцкому автозаводу, Серпуховскому мотозаводу, Свердловскому и Миасскому заводам автозапчастей и 98 вторемонтным заводам.
1990-е годы. «Агат» после акционирования настиг серьезный кризис. Производство пошло на спад, спрос на изделия упал. Вырос уровень брака. Как снежный ком, стали расти долги в бюджет, по зарплате.
2000 г. У завода сменился собственник. Новая команда в наследство получила восьмимиллионный долг. И приняла решение о реформировании предприятия по хорошо известной в то время схеме. На базе открытого акционерного общества родилось два общества с ограниченной ответственностью: «Автогидроагрегат» и завод подшипников скольжения. С этого момента началось возрождение «Агата». Закупается новое оборудование, открывается цех алюминиевого литья, конструкторский отдел оснащается современной компьютерной техникой. Расширяется номенклатура изделий. Завод становится поставщиком тормозной гидравлики и амортизаторов на автомобили семейства «Таврия» и «Славута, «ВАЗ», «Москвич», «Ока».
С 2003 года здесь освоили 10 видов новых амортизаторов.
2006 год. Заканчивается подготовка производства и одновременно идет аттестация амортизаторов на автомобили «Ланос».