Александр БРАГА, директор ООО «Агат»:

- «Агат» выпускает изделия для автомобилей, которые производит «АвтоЗАЗ». Спрос на них, говорят, падает. Как выходите из положения?

- Наш курс - дать качественный, но дешевый товар. Только так можно будет выиграть в конкурентной борьбе. В прошлом году после отмены льгот для автомобилестроителей объемы головного предприятия и в самом деле заметно поползли вниз. Отрицательно сказался также рост цен на энергоносители, комплектующие. Речь пошла о сокращении кадров. Но мы четко планируем перспективу своего развития, сейчас занимаемся подготовкой производства амортизаторов к «Ланосам». С 1 июля 2007 года станем участниками соответствующей программы. Благодаря этому годовой объем продукции на заводе, по нашим прогнозам, увеличится на 15 млн. грн. Для сравнения: сегодня мы выпускаем изделий на 12-16 млн. грн. Значит, нынешними силами уже с задачами не справимся. Планируем организовать вторую смену. Приглашаем на работу более 50 человек. Сейчас у нас в штате 370 работников, а зимой трудится 390. Их мы набираем дополнительно в связи с пуском котельной, ведь мы отапливаем нижнюю часть города.

- Рост производства в два раза - это, конечно, впечатляет,

- Если предприятие не выдает каждый год новое изделие, то его, без преувеличения, можно назвать мертвым. У нас для развития есть люди, желание, поэтому все получается. За три года мы освоили новые виды изделий по довольно широкой номенклатуре. В том числе амортизаторы на «Газель», «Москвич», «Волгу», «Жигули».

- Вы довольны своим коллективом?

- У нас работают добросовестные люди, с большим опытом. А вот передавать его, к сожалению, некому. Молодежь на предприятие не идет. Видимо, хочется зарабатывать сразу много и без особых усилий.

- А высокой зарплаты пока не обещаете, не так ли?

- В самом деле, похвастаться высокой зарплатой пока не можем. Средняя у нас доросла лишь до 460 грн., но останавливаться на этом рубеже не собираемся. В этом году дважды поднимали зарплату. Не жалеем средств и на улучшение условий труда. На сборке поставили пластиковые окна. Люди сразу меньше стали страдать простудными заболеваниями.

СЛОВО О ВЕТЕРАНЕ

Неправда, что незаменимых нет!

О начальнике конструкторского бюро Александре Хлопотове на заводе говорят так: «Ему только подбрось идею, он за нее сразу ухватится, быстро разовьет, «обкатает». Его живой мыслью, энергией восхищается руководство, старается как можно дольше удержать талантливого конструктора на заводе. Возраст-то не юношеский - 69 лет. Говорят, что половина всех агатовских разработок - хлопотовские. Неудивительно, ведь Александр Яковлевич на предприятии уже 47 лет. Не хотят расставаться с ним и подчиненные. Их покорил не только талант конструктора, но и характер. А. Хлопотов никогда не поступается принципами, но делает это спокойно, тактично. «Работать с таким человеком - одно удовольствие», - признался его ученик Владимир Головинов.

Как решаются в коллективе социальные проблемы?

Об этом мы попросили рассказать председателя профкома, главного технолога Владимира Головинова (на фото). В сентябре исполнилось 40 лет, как В. Головинов впервые прошел через проходную завода. Начинал учеником электрика. Работал технологом. В течение многих лет был конструктором.С 1999 г. - главный технолог.

- В коллективном договоре социальным вопросам посвящен целый раздел. Что конкретно предусмотрено?

- Премии к юбилеям, материальная помощь попавшим в сложное положение. Еженедельно все желающие могут бесплатно выехать на заводском автобусе (это обходится предприятию в 700-750 грн.) с семьей на море. Такое право есть и у пенсионеров. Было бы желание. В августе 2006 г. девять работников отдохнули в Приморске. Завод оплатил половину стоимости путевок и проезда. Вернулись довольными. Раз понравилось, руководство решило не только продолжить, но и расширить такую практику поощрения работников.

Не забываем и бывших сотрудников - участников боевых действий. Развозим к праздникам продуктовые наборы. Оздоровительный центр всегда к услугам детей работников, никому не отказываем. Родители оплачивают 15-17 проц. стоимости путевки.

На заводе неплохая столовая. Комплексный обед стоит 3,50 грн., то есть оплачиваются только продукты - они закупаются на рынке. А затраты на персонал, воду, электроэнергию предприятие взяло на себя.

Конечно, хотелось бы большего. Например, чтобы каждый работник смог поехать на базу отдыха, а также повыше зарплату, посущественней социальные гарантии. Но не все сразу. Переговоры с администрацией во время заключения коллективного договора не всегда бывают легкими. Сторонам приходится идти на компромиссы. Но такие позиции, как охрана труда, зарплата, профком отстаивает особенно настойчиво.

Вехи истории предприятия

1928 г. В Мелитополе создана машинно-тракторная станция для технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники. В годы Второй мировой войны здесь выпускались снаряды, ручные гранаты.

1959 г. Завод стал называться «Автозапчасть» и перешел на выпуск запасных частей к автомобилям «ГАЗ» и «ЗИЛ». Затем освоил подшипники скольжения, тормозные цилиндры, амортизаторы.

1978 г. Завод переименован в «Автогидроагрегат». Он поставляет продукцию 206 областным базам «Сельхозтехники», Луцкому автозаводу, Серпуховскому мотозаводу, Свердловскому и Миасскому заводам автозапчастей и 98 вторемонтным заводам.

1990-е годы. «Агат» после акционирования настиг серьезный кризис. Производство пошло на спад, спрос на изделия упал. Вырос уровень брака. Как снежный ком, стали расти долги в бюджет, по зарплате.

2000 г. У завода сменился собственник. Новая команда в наследство получила восьмимиллионный долг. И приняла решение о реформировании предприятия по хорошо известной в то время схеме. На базе открытого акционерного общества родилось два общества с ограниченной ответственностью: «Автогидроагрегат» и завод подшипников скольжения. С этого момента началось возрождение «Агата». Закупается новое оборудование, открывается цех алюминиевого литья, конструкторский отдел оснащается современной компьютерной техникой. Расширяется номенклатура изделий. Завод становится поставщиком тормозной гидравлики и амортизаторов на автомобили семейства «Таврия» и «Славута, «ВАЗ», «Москвич», «Ока».

С 2003 года здесь освоили 10 видов новых амортизаторов.

2006 год. Заканчивается подготовка производства и одновременно идет аттестация амортизаторов на автомобили «Ланос».