Это может случиться с каждым, или Кто стоит на страже прав потребителей?
- Мы ведем прием граждан, которые столкнулись с нарушением их прав как потребителей в любой сфере жизни. Даем консультации лично и по телефону, помогаем составлять претензии и заявления, а также рассматриваем письменные жалобы и на их основании проводим проверки. Кроме того, в качестве третьего лица мы присутствуем на судебных заседаниях, на которых рассматриваются потребительские вопросы. А вот сами подать в суд на предприятие, магазин не можем, не имеем полномочий проводить контрольные закупки, делать лабораторные исследования. Это все в компетенции облуправления. Но если, рассматривая жалобу, мы таки обнаружим факт подделки товара или узнаем, что товар продается без надлежащих документов, - обязаны сообщить в управление.
- С чем к вам обращаются люди?
- Поводы разные: несправедливый перерасчет, сделанный горгазом, некачественный телефон, протекающие сапоги, плохо установленные окна, испорченные продукты, хамство в кафе.
- А можете назвать магазины, на которые жалуются чаще других?
- Чем популярнее магазин, тем чаще возникают конфликтные ситуации. Но это не значит, что туда лучше не ходить. Другое дело - готов ли предприниматель решать проблему мирно, знает ли свои права и обязанности. Так, к примеру, супермаркеты всегда идут навстречу покупателям. Мелких предпринимателей мы иногда убеждаем, что им дешевле будет заменить некачественный товар или вернуть деньги, чем оплачивать экспертизу и судебные издержки.
- Предпринимателей от потребителей приходилось защищать?
- Пока нет. Ведь мы рассматриваем только те жалобы, которые подкреплены документами: чеком, договором. Правда, некоторые предприниматели звонят, чтобы получить консультацию, как вести себя с клиентами, иногда просят нас растолковать разгневанным покупателям, на что они имеют право.
- Как часто конфликт удается разрешить мирным путем, а какой процент жалоб таки заканчивается исковым заявлением?
- К примеру, в 2009 году к нам за консультацией обратились 246 человек, также мы рассмотрели 64 письменных обращения. При этом в суд было направлено 43 иска.
- Если дело доходит до суда - как скоро можно ждать решения? И вообще, насколько быстро удается решать проблемы потребителей?
- Иногда достаточно телефонного звонка - и продавец готов договариваться с покупателем. Иногда, если нужны экспертизы, сроки затягиваются. Судебные разбирательства в среднем длятся около трех месяцев, но есть случай, который рассматривается в суде уже три года, и до приговора еще далеко. Так что это долгий процесс. А многие бабушки, насмотревшись телевизионных судов, думают, что все так и решается - в считанные минуты.
- Потребители, чьи права вам удалось защитить, часто приходят с благодарностью?
- Увы, нет. Иногда мы даже не знаем, чем завершился конфликт. Но раз больше не возвращаются, значит, удалось добиться правды.
- Ваши права как потребителя когда-нибудь нарушали? Приходилось применять знания, служебное положение, чтобы разрешить личный конфликт?
- К счастью, таких проблем не возникало. Но я всегда слежу, чтобы документы были оформлены должным образом. А вот на рынке, честно признаюсь, чеки беру не всегда. Но при этом отдаю себе отчет, что если вдруг что-то не так, деньги будут выброшены на ветер.
всегда берите чек о покупке (на рынке его может заменить написанная от руки записка с данными, что, когда и в каком лотке приобретено)
внимательно читайте документы, которые подписываете
письменно оговаривайте все условия сделки, включая доставку, установку и пр.
поинтересуйтесь, где располагается офис фирмы, с которой заключаете договор, чтобы она не исчезла бесследно.
Обратиться в сектор по защите прав потребителей может каждый мелитополец, чьи потребительские права были нарушены, или жители района, которых обманули в магазине или на предприятии города. Вас ждут в каб. № 42 горисполкома (ул. К. Маркса, 5) Приемные дни: вторник, пятница. Тел. (06192) 6-18-50.
Вы имеете право в течение 14 дней обменять товар, который не подошел по цвету, размеру, фасону и пр.