ДЕСПОТИЗМ

НЕНОРМАЛЬНАЯ НОРМА ЖИЗНИ

Пятилетняя девчушка раскачивалась на стуле, будто ища защиты. Ей не хотелось вспоминать о том, что произошло сегодня в детском садике. Но мамин понимающий взгляд и мягкое «расскажи, пожалуйста!» помогли разговориться. С трудом сглотнув от волнения, малышка поведала свою историю:

- Знаешь, как меня сегодня обозвала воспитательница? Никогда не догадаешься... Ведьмой патлатой. Я потеряла свою сиреневую резинку и ходила с распущенными волосами. А потом во время дневного сна на меня накричала няня, так как я долго не могла заснуть и крутилась в кровати. Она стояла надо мной и говорила: «А ну не ворочай глазами, хоть ты и закрыла их, я все равно вижу, что не спишь!» Мама, мне так хотелось убежать! Прямо в маечке, по снегу, но домой, где тепло.

Дед зачастил с жалобами в различные инстанции: школу, службу по делам детей. Мол, мать (его дочь) не только не уделяет внимания детям. Вышла замуж за человека, который их бьет. Ситуацию изучали психологи, специалисты. И вот что выяснилось. Именно дедушка вмешивается в дела семьи, навязывает свое мнение, восстанавливает внуков против матери и отчима.

Родители разошлись. Трое детей живут с матерью. Отец приходит их навестить всегда под мухой. Они рады ему, но боятся. Потому что пристает, ругается, оскорбляет.

В семье четверо детей. Отец, как напьется (а это случается часто), так выгоняет их вместе с матерью из дома. Будь то лето или зима. Ночуют по соседям.

Пятнадцатилетняя девочка живет с мамой-папой в индивидуальном доме. А во второй половине обитает дедушка. Так он ей проходу не дает - обзывает, выплескивает нецензурщину.

«Когда отец начинает со мной разговаривать, то сразу встает со стула (не для того ли, чтобы казаться выше, значительнее? - А. К.), сильно выпячивает грудь, руки в боки. Затем высоко поднимает голову и отчитывает меня, глядя сверху вниз. Часто кричит и тычет мне пальцем в грудь или лоб. Сам он, - уточняет мальчик, как бы удивляясь несоответствию между внешним видом и поведением, - небольшого роста, но в такие моменты кажется мне громадиной».

Это реальные случаи из жизни. Большие дяди и тети в детском саду, школе, дома, на улице, в транспорте продолжают подкашивать веру малышей и подростков в добро и уничтожать любовь. Зачастую это делается просто так, без умысла. Но разве что-либо может служить оправданием?

НАСИЛИЕ - ЭТО БЕДА

- Что предпринимает служба по делам детей в случаях насилия над ребенком? - спрашиваю у специалиста Людмилы Кокаревой.

- Вместе с центром социальных служб для семьи, детей и молодежи проводим социальное инспектирование семей, приглашаем родителей и детей к нам в службу. И если убеждаемся, что беда зашла слишком далеко, направляем материалы в горотдел милиции. А там в зависимости от степени деспотизма выносят предупреждение, возбуждают уголовное дело, направляют материалы в суд для привлечения к административной ответственности.

- И сколько на вашей памяти было уголовных дел?

- Два. По факту физического и сексуального насилия над ребенком.

- А сколько в городе случаев физического насилия над детьми? От кого о них узнаете?

- В позапрошлом году было зарегистрировано 13. В прошлом - поступило 10 заявлений. Правда, три сообщения не подтвердились. Ложную тревогу поднимают иногда сами дети. Например, недавно прямо в приют пришел подросток. «Не нахожу, - говорит, - общего языка с отчимом. Не могу жить дома. Возьмите к себе». Взяли. Стали разбираться. Оказалось, ребенок возвел на родных напраслину. Семья нормальная, дружная. Родители требуют от сына соблюдения элементарных требований: посещать школу, застилать постель. И это вызвало протест. Или другой случай. Два брата-подростка заявили на маму: бьет. Из дома ушли. Было возбуждено уголовное дело.

...Поступают сведения отовсюду: из милиции, школ, от врачей. Реже - от соседей, родственников. К сожалению, чаще всего семьи стараются не выносить сор из избы.

ЦИФРЫ

50912 обращений по поводу насилия в семье зарегистрировано региональными управлениями по делам семьи и молодежи в 2009 году.

Из общего числа зафиксированных фактов насилия за год около 15 тыс. случаев - насилие со стороны одного из членов семьи; почти 3 тыс. - насилие над детьми со стороны родителей; 2 тыс. - насилие со стороны бывшего члена семьи и 3 тыс. случаев - насилие со стороны других членов семьи.