Война на пятом маршруте

БЕСПРЕДЕЛ

- Со второго ноября наши машины ездят наполовину пустые, - сетует зам гендиректора ООО «АТП АСА» Александр Латоша. - Нелегалы блокируют остановку у Центрального рынка, машины вынуждены возвращаться в гараж, предприятие несет убытки. К тому же страдают пассажиры, ведь льготников они не берут, мотивируя отказ тем, что компенсации от горисполкома не получают. А какая может быть компенсация, если договора у них нет, даже лицензия на перевозки есть далеко не у всех водителей?

16 ноября в ситуацию вмешался горисполком. Именно в этот день по заказу мэрии рейд, в ходе которого особое внимание было уделено маршрутным такси, обслуживающим маршрут № 5, начали представители сектора по вопросам транспорта горисполкома совместно с сотрудниками ГАИ, ОБЭП, СЭС и «Глававтотрансинспекции» Запорожской области. За три дня специалистами служб было составлено 12 актов в отношении водителей-нелегалов, которые не имели договоров на перевозки, схем маршрутов и пр. По словам главного госинспектора aвтотрансинспекции Константина Машина, нарушителей ждет штраф - около 1,7 тыс. грн. Но практика показывает, что эти суммы, как, впрочем, и сами рейды, нисколько не пугают перевозчиков. Предъявлять документы правоохранителям водители отказываются, оставляют свои авто, заявляя, что это не их транспортные средства, или, наоборот, молча уезжают, полностью игнорируя проверяющих. Оплачивать штрафы перевозчики тоже не спешат: сегодня совокупный долг всех водителей, в отношении которых в 2008-2009 гг. составлялись акты о тех или иных правонарушениях, превышает 296 тыс. грн. Отдельные перевозчики задолжали по 8-10 тыс. грн. и продолжают работать, как ни в чем не бывало.

НАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ

Оправдывают свою позицию нелегалы все как один тем, что в свое время они купили микроавтобусы вместе с этим маршрутом и уходить с него не намерены.

- Восемнадцать лет назад, чтобы купить автобус с маршрутом, мне пришлось заложить дом, - негодует частный предприниматель Людмила Тарутина. - Кредит банку не выплачен до сих пор. Так что, теперь я должна уйти с маршрута, отдать его богатенькому дяде и остаться без дома? Так получается?

Документы на участие в конкурсе на данный маршрут в свое время Людмила Николаевна подавала, но удача ей, как и остальным частникам, не улыбнулась - маршрут достался ООО «АТП АСА». Но гнать в три шеи частных перевозчиков не стали. По словам и. о. начальника сектора по вопросам транспорта исполкома Виктора Кирилюка, частникам предложили массу вариантов, как легально организовать свой труд.

- Вариантов масса, один из которых - вступить в фирму, - говорит Виктор Николаевич. - Все фирмы-перевозчики готовы принять нелегалов, но их такой вариант не устраивает, ведь выгоднее не платить налоги, не возить льготников.

Перевозчики не отрицают: «Да, нас не устраивают такие условия. Мы и сейчас работаем в убыток, а если примем условия транспортного отдела - можно будет вообще из дома не выезжать!»

ОТ РЕДАКЦИИ

Кто прав, кто виноват в этой истории, понять сложно, но очевидно, что ни те, ни другие не отступят. Так же очевидно, что сила пока на стороне перевозчиков. В грош не ставя все правила и рейды, частники продолжают ездить по маршруту. И пассажирам, по большому счету, все равно, кто их везет. А льготники в основном уже смирились с тем, что положенный им бесплатный проезд - утопия, и предпочитают заплатить, но не выслушивать нарекания водителей в свой адрес.